Совсем недавно в Историческом музее открылась большая выставка из Государственного Эрмитажа. Она посвящена придворному костюму российского императорского двора середины XIX - начала XX вв.
Большая часть представленных нарядов принадлежит жене Александра III, императрице Марии Фёдоровне. Именно об этой удивительной женщине, её чувстве вкуса и стиля, пойдёт сегодня речь.
Мария София Фредерика Дагмар была датской принцессой, которая в 1866 году стала российской императрицей. Первоначально она должна была стать женой старшего сына Александра II - Николая, но из-за его смерти от туберкулёзного менингита в возрасте 21 года, свадьба не состоялась.
Между датской принцессой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем, возникла симпатия, которая переросла в большое настоящее чувство.
Мария Фёдоровна, как стали звать принцессу Дагмар после крещения, была полной противоположностью своему мужу. Их дочь великая княжна Ольга Александровна вспоминала: «Между моими родителями было так мало общего, и всё же более счастливый брак нельзя было себе представить». Принцесса Дагмар, выросшая при довольно скромном, а по российским понятиям бедном Датском королевском дворе, став императрицей, быстро усвоила неписанные правила, необходимые для того, чтобы выглядеть соответственно своему высокому статусу.
За счёт русского императорского двора лучшие модные дома и модистки Санкт-Петербурга и Парижа составили ей полный гардероб, включавший не только парадные и вечерние туалеты, но и обувь, шляпы, бельё, а также различные предметы галантереи.
Многие современники подчёркивали изумительную красоту церемониальных костюмов Марии Фёдоровны и её умение носить наряды. Рассматривая туалеты императрицы, можно с уверенностью сказать, что она любила чёткие, эффектно очерченные силуэты костюмов, нарядные не перегруженные отделкой платья и не боялась ярких неожиданных сочетаний узоров и цветов. Ей одинаково шли как голубые, палевые, серебристо-серые цвета, так и лиловые, вишнёвые, алые. Для балов и выходов она часто выбирала платья голубого цвета.
Великий князь Александр Михайлович отмечал после коронационных торжеств 1883 года, что императрица «любила торжественные церемонии. Миниатюрная, по сравнению с великаном – Царём, она расточала всем присутствовавшим свою ласковую чарующую улыбку.
Обладавшая крепким здоровьем, гибкая, обожавшая плавать, скакать на лошади, умевшая крутить «колесо» Мария Фёдоровна могла часами танцевать на балах, не зная усталости
Со времени своего приезда в Россию Мария Фёдоровна стала одной из постоянных клиенток Чарльза Ворта – знаменитого французского модельера. Ворт очень точно «уловил» её стиль и чрезвычайно гордился тем, что такие знатные заказчицы полностью ему доверяют.
Он, видимо, с удовольствием рассказывал об этом, поскольку в 1899 году американский журналист Дж. Логан в своей книге о России писал: «Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, в течение 15 лет считалась самой модной женщиной в Европе. Прелестная императрица Австрии превосходила её в красоте, однако никто не мог достичь уровня её нарядов».
Знатная дама, которая была близка с Вортом, однажды обвинила великого мэтра Парижа в предвзятости, спросив, почему он никогда не создаёт для неё шедевры на подобие тех, что он делает для русской императрицы. На это модельер ответил:
«Я изо всех сил стараюсь для каждого, но мало что могу сделать в одиночку. Недостаточно того, что вы платите мне, когда ваш наряд завершён, сначала необходимо, чтобы вы вдохновили меня, прежде чем ваше платье возникнет здесь, - сказал Ворт, стукнув себя в лоб, - а затем в сердце. Её Величество, Императрица России, даёт мне возвышенное, божественное вдохновение. И когда она руководит моей работой, то так улучшает, что я с трудом его узнаю. Приведите ко мне любую женщину в Европе – королеву, артистку или буржуа, которая сможет вдохновить меня как Её Величество, и я сделаю её туалет, и, пока я жив, ничего от неё не потребую».