Сегодня мы празднуем очередную годовщину возвращения Крыма в состав России. В Лужниках проходит концерт. Все трибуны забиты под завязку, мест свободных нет. Многие сидят без масок, но их никто не только не наказывает, но и даже не призывает к установленному властью порядку.
Почему-то на посещение футбольных матчей действуют ограничения – не более 50% от вместимости стадиона и «при соблюдении социальной дистанции». Митинги протеста на свежем воздухе тоже не разрешили провести из-за мнимых опасений распространения коронавируса. Может в Лужниках в этот день зараза не распространяется?
Но это некое отступление. Вернемся к Крыму.
Обсуждать вопрос о том, стоило ли присоединять Крым неуместен. И не потому, что это исторически русская земля – Донецк, Харьков и даже Киев тоже русские города, просто это Окраина.
Дело в том, что в 2014 г у Путина просто не было выбора. Приход к власти на Украине фашистско-еврейской группировки однозначно привел бы к тому, что новые власти однозначно бы выдворили наш флот. А куда его девать? И это не только потеря контроля над Черным морем, это еще и передача вражескому государству всей инфраструктуры, это потеря имущества на триллионы долларов.
Так что сделано все было правильно по сути, но коряво по содержанию. Нужно было договариваться с Европой и Штатами. Может быть прошантаживовав их вводом войск на Украину, что мы тогда вполне могли легитимно сделать по просьбе действующего президента Украины Януковича. Может быть «разменять» Крым на Сирию. Но договариваться мы не умеем.
В результате, что мы получили? Прежде всего, это доллар по 74 рубля, а скоро он будет и все 80. Это значит, что мы все стали беднее в 2,5 раза – на столько подешевела долларовая стоимость нашего имущества. Мы фактически получили международную и финансовую изоляцию, лишились возможность закупать передовые западные технологии и западных инвестиций с их производствами.
На бытовом плане – качественные западные продукты и товары заменили отечественными, в лучшем случае китайскими суррогатами.
Пришлось вкладывать сотни миллиардов рублей в развитие инфраструктуры Крыма, отдачи этих денег не будет еще десятки, если не сотни лет.
Все это обвалило нашу экономику, и если раньше целью экономической политики было обеспечить рост выше среднемировых темпов, то теперь – не сильно от них отстать. Если в 2021 г рост мировой экономики ожидается на уровне 4,7%, то российская, как полагает Счетная палата РФ, вырастет не более чем на 3%.
Так что жить по сравнению с остальным миром мы будем все хуже и хуже.
Впрочем, экономику можно было бы поднять, если не вбрасывать триллионы рублей в эфемерные национальные проекты, а вместо этого понизить налоговый гнет, снизить необеспеченные социально-популистские расходы, наконец, меньше воровать и больше за это сажать.
Стоил ли всего этого Крым? Решайте сами...