У каждой внедорожной конструкции есть свои плюсы и минусы. Несомненное достоинство колёсных машин — маневренность. Форте гусеничного вездехода — проходимость. В идеале, конечно, видится сочетание двух школ. Этакий гусеничный транспортёр с возможностью поворачивать не только танковым способом, то есть блокируя одну гусеницу. И знаете — такой автомобиль, а вернее транспортное средство, реально существует.
У каждой внедорожной конструкции есть свои плюсы и минусы. Несомненное достоинство колёсных машин — маневренность. Форте гусеничного вездехода — проходимость. В идеале, конечно, видится сочетание двух школ. Этакий гусеничный транспортёр с возможностью поворачивать не только танковым способом, то есть блокируя одну гусеницу. И знаете — такой автомобиль, а вернее транспортное средство, реально существует.У каждой внедорожной конструкции есть свои плюсы и минусы. Несомненное достоинство колёсных машин — маневренность. Форте гусеничного вездехода — проходимость. В идеале, конечно, видится сочетание двух школ. Этакий гусеничный транспортёр с возможностью поворачивать не только танковым способом, то есть блокируя одну гусеницу. И знаете — такой автомобиль, а вернее транспортное средство, реально существует.
У этой машины очень непростое название — снегоболотоход Урал-5920 ТС-1. И если её внешний вид кажется слегка старомодным (это мягко говоря), то удивляться здесь нечему. Конструкции гусеничного транспортёра по большому счету уже полвека.
В Советском Союзе в своё время было создано множество удивительных вездеходов для самых экстремальных условий. О многих из них мы уже рассказывали. Это и гусеничный линкор Витязь-ДТ30, и шестиколёсный полноприводной ЗиЛ «Синяя птица», разработанный для спасения космонавтов. Но Урал-5920 не спутать ни с чем. Как вообще можно спутать с чем-то машину с четырьмя гусеницами, поворотным шасси и капотной кабиной от древнего советского трака?
Подобная поворотно-гусеничная конструкция «Урала» не совсем советское изобретение. А правильнее сказать — совсем несоветское. По сути это разработка канадской фирмы Foremost. Компания из провинции Альберта с начала 40-х годов прошлого века производит специализированную технику для нефтяников, лесозаготовщиков и вообще для всех, кому нужно перевезти много груза в местах, где о дорогах не слышали в принципе.
Известность Foremost получила благодаря своему четырёхгусеничному вездеходу Husky. Эта крутая машина не избежала внимания и советских товарищей. Необходимость в подобной технике в СССР была ещё какая, но тратить валюту на покупку «хаски» за границей посчитали слишком затратным. Пошли другим путём — заказали институту НАМИ аналог канадского снегоболотохода.
Конечно, такой подход к решению проблемы можно выразить красноречивым словом «слизали». Но можно сказать иначе. Советские инженеры на практике применили принципы реверс-инжиниринга или обратной разработки. То есть разобрали оригинал, поняли, как он устроен, и сделали свой вариант. Всё как бы законно. Ну более-менее…
Первые прототипы отечественного аналога «Хаски» были готовы в начале 70-х. Причём НАМИ-0157, построенный по канадской схеме, но с кабиной от «Урала», показал себя достойно. Машина получилась реально проходимой — двухметровый брод для неё как два пальца об асфальт. Грузоподъёмность даже превысила показатели канадца. Но главное — снегоболотоход НАМИ базировался на агрегатах серийных советских машин. Это удешевляло конструкцию и упрощало техническое обслуживание. Наконец, управлять удивительным снегоболотоходом мог любой, разбирающийся с обычным бортовым «Уралом». Короткий вводный курс молодого бойца — и вперёд с песнями!
Путь от прототипа до серийной модели у Урала-5920 занял больше десяти лет. Когда в середине 80-х мелкие партии снегоболотоходов начали собирать в Миассе, оказалось, что экономика СССР кряхтит как дед и разваливается на кусочки. Уникальная машина, которой не страшны ни тайга, ни тундра, ни Северный полюс, оказалась мало кому нужна. Хорошо хоть, о классной разработке вспомнили уже в наше время. С начала нулевых выпуск снегоболотоходов Урал-5920 наладили на спецзаводе «Континент» в Екатеринбурге.