Найти тему
Оружие добрых людей

Как избавиться от неприязни к ближнему?

Мы часто не замечаем, как в нас возникает неприязнь к какому-то человеку. Хотя именно из этого корня вырастает неприкрытая вражда и всяческое злобствование, которые по древней грехопадучей привычке мы воспринимаем как некое «знание» и «приобретение».

Между тем, злые мысли наносят самый большой урон тому, из кого они исходят. Та же неприязнь (исток таких мыслей) – как плесень на хлебе. Если вовремя не срезать, то поразит весь продукт целиком. Но вот причин для того, чтобы срезать её со своей души, я не вижу. Почему? До потому, что считаю злобу проявлением ума и предусмотрительности. Хотя в реальности получаем за такой «ум» одиночество с манией преследования.

Увы, но внешние условия поддерживают нас в этом грубом заблуждении. Какие интернет-новости наиболее кликабельны сегодня? Правильно – скандальные. Известие, что в городе построен роддом или заработала разрушенная фабрика будет провальной по медиа-рейтингу в сравнении с новостью, как два депутата набили друг другу морду (а как? а за что? а кто кого? - и тд и тп).

Так незаметно нас приучили к формуле: кто ругает – тот молодец, кто – хвалит, тот прихвостень. Кто завораживающе рассказывает о действии зла в людях, но «забывает» находить не менее впечатляющие добрые примеры, тот эксперт. Кто же говорит, что всё это не борьба со злом, а его пропаганда, тот трус, идеалист, и вообще свинья страшная.

Каковы последствия этого? Люди теряют стимулы к тому, чтобы что-то созидать, чтобы что-то делать ради других. Будете ли вы стараться к процветанию страны, в которой, как показывают в интернете, каждый второй – ворюга страшный? Будете ли вы жертвовать собой ради людей, которые, как рассказывают в ток-шоу, замораживают насмерть своих детей на балконе, душат-колют, режут жен-мужей, врут, пьют, бьют, и вообще только и делают, что гадят другим? Вопрос, понятно, риторический.

Святые мудрецы оставили нам на сей счет безценные наблюдения и советы. В частности, о том, что неприязнь рождается у того, кто привык судить другого. Судить – значит, ставить себя выше того, кого судишь. А превозношение и высокомерие уводит людей в страну обид, вражды и нежелания понимать ближнего.

Рецепт, как отказаться от привычки осуждать, давно известен. И именно – без оговорок и претензий разрешить человеку быть таким, каким он, по моему глубокому убеждению, быть не должен. При этом не принимать участия в делах и поступках, которые я считаю злыми, преступными и недостойными.

Очевидный вопрос, который возникает при этом у каждого «судьи» - а кто накажет-то того, кто лицемерит, крадёт, убивает, обманывает? Кто обличит негодяя? И ответ, который получают такие люди, их не устраивает.

Он таков – это сделает Бог. Почему такой ответ не устраивает? Всё элементарно – потому что Он наказывает и воздаёт отмщение не так, как я хочу. Он даёт шанс, я - скор на расправу. Он поражает так, чтобы человек сам понял, что согрешил. Я воздаю так, чтобы мне самому упиться местью и моей справедливостью.

Но не стоит думать, что Бог равнодушен ко злу. Это ложное представление, которое получило большое распространение, опровергается довольно легко – если человек следит за развитием событий, которые происходят вокруг человека, совершившего очевидное преступление. В подавляющем большинстве случаев – Божье действие имеет «отложенный эффект», то есть происходит во времени, а не «по щучьему велению». В этом причина, почему СМИ в своей постоянной беготне за чем-то новеньким, не отслеживает долгие сюжеты. Хотя примеры наказаний за хуления имени Христа предостаточно (см. видео).

А вот помощи – явную и мощную – получают люди, которые не присваивают себе ничего из того, что сделали. Это и есть по-настоящему умные люди, которые опытно знают – без помощи Божией толку от дела не будет. Даже если приложить максимум усилий. Как говорит преподобный Силуан Афонский, «Бог к нам ближе, чем вдыхаемый нами воздух».

Святой Силуа́н Афо́нский (в миру Семён Иванович Анто́нов; 1866, село Шовское, Тамбовская губерния — 1938, Афон, Греция)
Святой Силуа́н Афо́нский (в миру Семён Иванович Анто́нов; 1866, село Шовское, Тамбовская губерния — 1938, Афон, Греция)

Именно из такого понимания, думаю, рождается желание оправдывать людей. Сегодня это желание равно тому, что человек не боится прослыть «дурачком». Потому как опытным путём познаёт – если ты почему-то посчитал человека лгуном, то твой мир стал темнее на одну свечу добра. Представьте мир человека, который постоянно гасит такие свечи? Он создаёт вокруг себя тьму, в которой хоть глаз выколи.

И наоборот – чем больше мы оправдываем людей в сердце своём, тем проще нам отделять их злые поступки, от того доброго, что в них остаётся (а оно остаётся даже в последнем мерзавце, а чем свидетельствует нам участь благоразумного разбойника, распятого вместе со Христом). Отделять грех, который ненавидишь, от грешника, которого стремишься полюбить.

св. Паисий Святогорец (мирское имя Арсе́ниос Эзнепи́дис; 1924, Фарасы, Каппадокия — 1994, Монастырь Иоанна Богослова, Суроти, ном Салоники, Греция)
св. Паисий Святогорец (мирское имя Арсе́ниос Эзнепи́дис; 1924, Фарасы, Каппадокия — 1994, Монастырь Иоанна Богослова, Суроти, ном Салоники, Греция)

«Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму» (св. Паисий Святогорец)