Найти в Дзене
Ольга Потемкина

Первая постановка «Время и семья Конвей» Дж.Б.Пристли в Московском театре им.М.Н.Ермоловой

Многие достижения российской театральной сцены связаны с именем А.М.Лобанова. С 1933 г.режиссер стал преподавать в ГИТИСе, воспитав много талантливых режиссеров. Среди его учеников Г.Товстоногов, А.Гончаров, М.Захаров, Г.Ансимов и др.
Андрей Михайлович работал во многих студиях в двадцатые годы, когда одна студия закрывалась, другая открывалась. Он и переходил из одной студии в другую. Учился в

Многие достижения российской театральной сцены связаны с именем А.М.Лобанова. С 1933 г.режиссер стал преподавать в ГИТИСе, воспитав много талантливых режиссеров. Среди его учеников Г.Товстоногов, А.Гончаров, М.Захаров, Г.Ансимов и др.

Андрей Михайлович работал во многих студиях в двадцатые годы, когда одна студия закрывалась, другая открывалась. Он и переходил из одной студии в другую. Учился в Шаляпинской студии, выходил на сцену с Ф.И.Шаляпиным, наблюдал за работой Е.Б.Вахтангова и Л.М.Леонидова. Играл в студии Ю.А.Завадского, выходил на сцену театра имени В.Ф.Комиссаржевской. Став режиссером, проявил особый талант видения глубины замысла драматурга. Большой успех имел его спектакль "Таланты и поклонники» по пьесе А.Н.Островского, который с большим успехом сыграли 1000 раз. В 1934 г. режиссер поставил « Вишневый сад» А.П.Чехова, после которого на Андрея Михайловича посыпались всякого рода обвинения в неправильности трактовки великого классика. и т.д.

Н.П.Хмелев, который был художественным руководителем драмтеатра имени М.Н.Ермоловой. Зрители его хорошо запомнили по роли Беликова из фильма «Человек в футляре» по А.П.Чехову. Как худрук, он предложил А.М.Лобанову поставить спектакль «Время и семья Конвей». Дж.Б.Пристли.

Дж.Б.Пристли, Н.П.Хмелев, А.М.Лобанов, Л.Галлис
Дж.Б.Пристли, Н.П.Хмелев, А.М.Лобанов, Л.Галлис

Андрей Михайлович работал в Ермоловском театре до 1957 г., поставив более 20 спектаклей, классических и современных. Ставил спектакли и в других театрах Москвы драматургов А.Н.Островского, А.М.Горького, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Пановой, В.С.Розова и др.

В пьесе Дж.Пристли семья собралась на день рождения одной из сестер. Все происходит в конце Первой Мировой войны. Все ждут возвращения Робина, армейского офицера. Впереди жизнь, в которой каждый из семьи Конвей видит исполнение своих надежд. Но Кей, которая мечтает стать писателем, видит отнюдь не радостное и счастливое будущее, о котором все мечтают.

Театр показал премьеру осенью 1940 г. До войны спектакль с успехом прошел 80 раз.

Леонид Галлис играл роль адвоката Джеральда, друга дома Конвей, у которого не получалась сцена с Мейдж, старшей дочерью миссис Конвей. Мейдж, взволнованная чувствами к Джеральду, пытается скрыть их рассуждениями о социалистическом переустройстве будущей Англии. Сцена, по мнению Л.Галлиса, оставалась неинтересной и банальной.

А.М.Лобанов стал убеждать актеров в том, что Джеральда тяготит влюбленность Мэйдж. Его более интересует ее мать. Она молодая вдова, что для него спокойнее, а он практичный и осторожный и «как настоящий англичанин». Он ищет удобства, а не романтических чувств. Миссис Конвей еще и его клиентка. А.Лобанов убеждал, что не нужно видеть в Джеральде будущего Цицерона. Мэйдж в этот вечер движет буйная страсть чуть пересидевшей девицы, и она решила: «Теперь или никогда».

Но актриса, игравшая Мэйдж, долго не могла с этим согласиться. Ведь Джеральд говорит: «Вы мне нравитесь, Мейдж!», но режиссер убеждал, что этими словами он хочет прекратить сцену. С его стороны нет ответной волны. Для него в этом доме опасно завязывать отношения с любой женщиной, кроме миссис Конвей. А Мейдж возомнила его героем. Эта сцена не лирическая или драматическая, а комедийная. Девушка страстно ищет общения и хочет говорить, а Джеральд трусливо защищается. Время все поставит на свои места.

А.М.Лобанов был убежден, что автор - человек жестокий и глубоко знает жизнь. А актерам не стоит смягчать остроту углов, сглаживать конфликты. Дж.Пристли не оставил камня на камне от иллюзий, которые сестры и братья Конвей питали в юные годы, а человеческие взаимоотношения очень шатки.

Л.Галлис помнил, что А.М.Лобанов делал упор на первом действии, желая выпукло показать идиллию семейных взаимоотношений, трогательную заботу друг о друге. Иначе спектакля не получится.

Философией А.Лобанова, которую он завещал своим ученикам - одухотворенность поэзией и реализм. Его считали гениальным мастером режиссуры, который вел за собой актеров, всю труппу и зрителя, мастерски использовал свой методом, владея ритмом, понимая силу малейших деталей спектакля. Он понимал все тонкости различий между драматургами, хорошо чувствовал их стиль.

Н.П.Хмелев и его роли
Н.П.Хмелев и его роли

Л.Галлис считал, что поставленный А.М.Лобановым спектакль сделал из студии театр, который стал профессиональным. Так созрел сплав мастеров сцены Лобанова и Хмелева. Зритель увидел на сцене то, что волнует, наводит на размышления о взаимоотношениях близких людей.

Н.П.Хмелев был доволен спектаклем, отметив, что режиссура А.М.Лобанова - это глубокое и настоящее искусство, а спектакль будет украшением театрального репертуара.