Почему сооружение этой станции стало вызовом для московских метростроителей? С какими сложностями они столкнулись во время работ, и почему всё было так медленно и трудно? Как станция приобрела свой уникальный внешний вид? Что означают её украшения? А также - куда делся ещё один её вестибюль, и как он выглядел во время открытия станции? Об этом и не только расскажу сегодня.
Построить, никому не мешая
Станция "Комсомольская", ныне Сокольнической линии, изначально планировалась, как она из самых важных среди всех остальных платформ первой очереди Московского метро. Станция должна была расположиться в сердце огромного транспортного узла - Комсомольской площади с тремя железнодорожными вокзалами, а также оживлённым трамвайным движением. Работы начали в мае 1933 года. Сооружали конструкцию открытым способом.
Поэтому для строителей это был вызов. С одной стороны, требовалось разрыть площадь, чтобы сделать станцию. С другой - движение транспорта на время работ не должно было останавливаться. Для трамваев, например, пришлось сооружать временные мосты. Не менее сложной была ситуация под землёй. Здесь строителей ждали электрические кабели, канализационные и водопроводные коммуникации, а также труба, в которой протекала река Ольховка.
Кроме того, требовалось обеспечить сохранность вокзалов и других зданий. Чтобы ничего во время строительства не обвалилось. Ведь котлован должен был располагаться всего лишь в двух метрах от фундамента Казанского вокзала. Добавляли проблем строителям и плывуны. Они залегали на небольшой глубине и были очень опасными. Существующие на тот момент технологии не позволяли бороться с ними на 100%. Именно вода стала главным врагом метростроевцев.
Однажды рабочие не дорыли 10 см грунта перед тем, как забивать туда сваю. Оказалось, что там была водопроводная труба. Естественно, во время работ её сломали. В результате Комсомольскую площадь немного затопило. А вокзалы и близлежащие дома остались в 20-градусный мороз без воды. На ликвидацию аварии ушла целая ночь.
Не стройка, а мучение
Все эти работы отнимали много времени и сил. Поэтому бригады отставали от графика. Наступил 1934 год, а строители ещё даже близко не завершили выемку грунта для котлована. За небольшой срок требовалось избавиться от 100 тысяч кубометров земли. Чтобы подготовить всё для размещения будущей станций. Работали в основном руками. Из технических средств (если так можно сказать) был только скрепер. Это ковш, соединённый с помощью троса с лебёдкой. Он тогда активно применялся в угольных шахтах. Но на строительных площадках до этого не использовался никогда.
Но в те времена не было принято жаловаться. Требовалось сделать максимум, пользуясь тем, что имелось в наличии. Мало-помалу рабочие приближались к поставленной цели. И вот летом 1934 года случилось страшное. #Москва стала жертвой сильных ливней. Разгулом стихии воспользовались плывуны и рванули наружу.
При поддержке речки Ольховки, которую на время работ подвесили в деревянном коробе, вода начала затапливать стройку. Лишь героические усилия метростроевцев не позволили разрушить всё то, что с таким трудом было сделано. Далее #строительство шло без особых происшествий. В итоге в поставленные сроки бригады уложились. И 15 мая 1935 года #московское метро приняло первых пассажиров.
Уникальная для Московского метро на долгие годы
Сама по себе станция "Комсомольская" весьма необычная для первой очереди. Речь, конечно же, о боковых балконах над путями. Их придумал архитектор Дмитрий Чечулин, когда работал над проектом станции. Они предназначались для распределения пассажиропотока. Предполагалось, что народу на станции будет много из-за трёх вокзалов и крупного транспортного узла. "Комсомольская" также одна из самых украшенных станций первой очереди. Чтобы гости столицы, попадая туда с вокзалов, сразу видели размах и масштаб Московского метро.
Два ряда колонн облицованы крымским мрамором "Чергунь". Оттенки варьировались от жёлтого до светло-коричневого. Сверху украшения на сельскохозяйственную тематику с пятиконечными звёздами и аббревиатурой КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи). Это своеобразная дань уважения многочисленным комсомольцам, которые участвовали в строительстве первой очереди метро. Им же посвящено майоликовое панно художника Евгения Лансере. Оно располагается ближе к северному выходу в город. Интересно, что Лансере лично приезжал на строительный участок, чтобы создать эскизы. Кстати, изначально планировали сделать четыре панно. Но в итоге появилось только одно.
Потолок украсили кессонами (квадратами). В каждом разместили светильник. По центральной оси свода расположили оригинальные люстры с трубчатыми лампами. Позже их заменили на более привычные нам огромные светильники-шары.
Путевые стены отделали жёлтой керамической плиткой. Балконы оформили в более светлых тонах. Колонны и стены облицованы кремовым мрамором. Пол станции изначально был с асфальтовым покрытием. В наше время он выложен гранитом красных и чёрных оттенков.
Куда подевался красивый вестибюль
Изначально у станции #комсомольская было два вестибюля. Один сохранился до наших дней и встроен в здание Казанского вокзала. Второй находился на том месте, где сейчас располагается наземный павильон одноимённой станции Кольцевой линии. Именно это строение и считалось основным, то есть парадным входом на "Комсомольскую".
Архитекторы А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский придумали здание кубической формы с четырьмя колоннами. Отделали сооружение мрамором. Внутренне оформление также получилось богатым. Лестницы с торшерами и фреска художника А.Т. Иванова, на которой были изображены комсомольцы, рабочие, метростроевцы и спортсмены, которые несли знамя.
Интересная тематика была и в оформлении потолка - в центре изображён авиационный парад. А в квадратах, располагавшихся рядом - фигуры рабочих, метростроевцев и горняков. Автором композиции был известный художник Владимир Фаворский. К сожалению, в конце 1940-х годов вестибюль разобрали, чтобы построить на его месте более масштабное сооружение - вход на станцию "Комсомольская" Кольцевой линии.
Сегодня "Комсомольская" продолжает оставаться довольно-таки загруженной станцией. Интересно, что до 2005 года она была единственной платформой в Москве с такой конструкции (с балконами). Пока не открылась станция "Бульвар Дмитрия Донского" на Серпуховско-Тимирязевской линии. Конечно, большое количество людей, которые приезжают на вокзалы и заходят в метро, несколько мешает насладиться обликом станции. Но если у вас будет время, то советую остановиться на пару минут и разглядеть её поподробнее. Ведь с момента открытия она практически не изменилась, а её #архитектура так не похожа на остальные станции.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!