Если обращаться к истокам, то выяснится, что все дороги ведут… в Ирак, а точнее в Ассирию – древнее государство с метропольной территорией на севере современного Ирака, где в первой половине III века до н.э. появились колесницы и самая первая дорожная сеть. Следом за ассирийцами едут персы: прародители иранцев построили первую спецтрассу - «Царскую дорогу», известную из сочинений Геродота. А Древний Рим известен как государство, отличавшееся особенным упорством и целеустремлённостью в прокладывании дорог по всему известному тогда миру: многие из построенных римлянами дорог действуют до сих пор.
В VIII–VII веках до н. э. Ассирия была самым сильным государством Передней Азии с центром в городе Ниневия. Ассирия - первая мировая империя, занимавшая огромную территорию, которая требовала тотального и постоянного контроля, взаимодействия центра с окраинами. Административным, экономическим и военным нуждам Ассирии служили развитые дорожные коммуникации и первая в истории государственная почтово-курьерская служба. Часть сети досталась в наследство еще от бронзового века, когда отдельные дороги связывали между собой соседние населенные пункты. В Ассирии эти пути соединили воедино, усилив отдельные стратегические артерии.
Отряды для устройства дорог, сооружения мостов и фортификаций входили в состав даже ассирийских войск. Во время военных действий на дорогах применяли световую сигнализацию – костры на возвышенных местах. Кроме того, пути охранялись. В пустынных местах на дорогах устраивались колодцы и устанавливались путевые знаки. Ассирийцы были еще и первыми авторами специальных справочников-путеводителей, в которых указывались расстояния между городами в днях и часах пути.
Память об ассирийских дорогах сохранилась не только в надписях на клинописных табличках. Их следы находят при археологических раскопках, а некоторые можно разглядеть при аэрофотосъемке и на съемках со спутника. Следы дорог тянутся от ворот Ашшура к прилегающим населенным пунктам.
В 538 году до н.э. племена персов, возглавляемые вождем по имени Кураш (Кир II), захватили столицу Вавилонского царства. Величайшая держава прекратила существование, а Вавилон вошел в состав державы Ахеменидов. Но не все его достижения были потеряны. Например, завоеватели переняли местную технологию строительства дорог, которые в какой-то мере представляли собой прообраз современной дорожной сети. Так как персы вели войны с греками, боровшимися за независимость, то длинные переходы войск, в составе которых были всадники, колесницы и колесные повозки, требовали качественных благоустроенных дорог. Вавилонские же дороги уже в 1792-1750 годах до н.э., когда царь Хаммурапи покорял Междуречье, отличали прочные специальные покрытия шириной около 3,5 м и даже каменный бордюр.
Первую «спецтрассу» - «Царскую дорогу» от Эфеса до центра Месопотамии – города Сузы персы соорудили по указа царя Дария I. Ее протяженность, по Геродоту, другим историческим свидетельствам и археологическим данным, составляла 1800, 2600 или даже 3400 км. В пятой и восьмой книгах своей «Истории» Геродот описывает, через какие города проходила дорога, восхищается устройством персидской почтовой службы и скоростью, с которой перемещались гонцы Дария. Пользоваться маршрутом можно было только при выполнении высших государственных надобностей.
Выражение «царская дорога» или «царский путь» еще в античности стало крылатым. Оно обозначало наиболее быстрый, легкий и разумный способ добиться чего-либо.