Кубизм 1905—1914
К 1910 году кубизм становится самой модной новинкой. Молодые французские художники кружились над кубистической «банкой варенья», но почти ничего не смогли из нее ухватить. Только Фернану ЛЕЖЕ (1881—1955), Хуану ГРИСУ (1887-1929) и Роже ДЕЛОНЕ (1885-1941) нашлось, что сказать. Орфический кубизм стал заявкой Делоне на славу. Но красивая теория не всегда осуществима на практике. Остались Пикассо, Брак, Леже и Грис — «большая кубистская четверка». Все они прошли через «три ступени развития кубизма» — научный (1907—09/10), аналитический (1910—11) и синтетический (1911 —1913/14)- Однако Грис и Леже определенно не могут быть «поставлены на одну ступень» с отцами-основателями. Ранняя смерть Гриса лишила кубизм крупного таланта. У Леже не было «периодов», он создал свою собственную индустриальную эпоху.
А как же быть с термином «кубизм»?
Впервые он стал известен публике по книге художников Альберта Глеза (1881 — 1953) и Жана Метценже (1883— 1956) «Du Cubisme» («О кубизме») (1912). Не то чтобы авторы были плохими художниками, но, подняв на башне кубизма свой флаг, странно было начертать на нем имя Пикассо. Тем более что, по сути, они его не понимали. Дерен (который недолго был кубистом) упомянут в Du Cubisme вместе с фовисткой Мари Лорансен; там есть и экстравагантные, чтобы не сказать больше, Франсис Пикабия (1879—1953) и Марсель Дюшан (1887—1968), а также его брат, скульптор Раймон Дюшан Виллон (1876—1918; его забрала война).
Столько художников уже пытались изобразить действительность, не пользуясь «спецэффектами», что рано или поздно кто-то должен был додуматься приклеивать к холсту разные вещи: возникает коллаж. В 1912 Пикассо втыкает в холст сиденье от плетеного стула. Следом за ним Брак наклеивает обои.
Дальше все пошло в ход. Газетные вырезки. Потом написанные на поверхности картины номера. Формы и образы становятся чрезмерно усложненными, преувеличенными. Все смешалось и запуталось. Не удивительно, что из этого беспорядочного нагромождения художественных идей итальянские футуристы умудрились выудить достаточно, чтобы в 1909 заявить в «Figaro» о создании своего собственного направления.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!