Всё хорошее рано или поздно заканчивается. Наглядный пример тому — льготная ипотека. Летом истекает срок программы, призванной помочь россиянам улучшить свои жилищные условия. Справедливости ради стоит сказать, что ещё в прошлом году льготная ипотека перестала быть таковой, на ажиотажном спросе цены на жильё взлетели на 10–20%, поставив выгоду от сниженной процентной ставки под большое сомнение. В итоге доступность жилья снизилась. Повысится ли она после прекращения действия программы — тоже вопрос. Эксперты, опрошенные NEWS.ru, поделились своими прогнозами на этот счёт.
Изначально льготная ипотека рассматривалась как временная антикризисная мера в разгар пандемии. Благодаря относительно низкой ставке в 6,5% годовых она должна была поддержать строительную отрасль, стимулируя россиян приобретать квартиры в новостройках. И стимул сработал.
По данным ВЦИОМа, 46% россиян считают недвижимость самым надёжным способом хранить деньги. В условиях низкой доходности банковских вкладов и привлекательной льготной ипотеки россияне начали активно вкладываться в недвижимость. В итоге прошлый год оказался рекордным для отечественного ипотечного рынка. В России было выдано кредитов на сумму 4,3 трлн рублей, из которых более 1 трлн рублей пришлись на льготные ипотечные кредиты (более 345 тысяч).
Растущий спрос на ипотеку под влиянием льготной программы привёл и к росту цен на жильё: за десять месяцев 2020 года они выросли на 10% (данные ЦБ). По оценкам аналитиков, в отдельных регионах стоимость квадратного метра увеличилась на все 20%. Это признал и глава ДОМ.РФ Виталий Мутко, заявивший, что льготная ипотека стала причиной взлета цен на жильё в десятках городов. По его мнению, если в регионах, где существенно выросли цены, прекратить действие программы льготной ипотеки, то застройщики сами начнут снижать цены.
Похожего мнения придерживается глава ЦБ Эльвира Набиуллина, предложившая сохранить льготную ипотеку в отдельных субъектах РФ с низким спросом на жильё. Москва и Питер в этот список, естественно, не попадают. В Госдуме вообще считают, что госпрограмма должна быть адресной, а не региональной.
Напомним, программа должна была завершиться 1 ноября 2020 года, но её действие продлили до 1 июля 2021 года. Эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский убеждён: льготную ипотеку вообще не нужно было продлевать.
Уже к концу лета 2020 года было понятно, что льготная ипотека — совсем не социальная история, а чисто спекулятивная. Весь дисконт от сниженных ставок по кредитам был «съеден» удорожанием квадратного метра спустя всего три месяца после запуска программы. Всё, что происходило и происходит дальше, — игра в одни ворота. Никто, кроме застройщиков, уже не выигрывает от этой программы. Она лишь разгоняет цены на рынке, вымывая ликвидные объекты и провоцируя залоговые продажи в 2022–2023 годах, — утверждает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
В нынешней ситуации ждать серьёзной коррекции цен как минимум до осени не стоит — здесь будет либо минимальный рост, либо стагнация, считает эксперт. При этом данные о росте стоимости квадратного метра за первые два месяца текущего года на 2% Кричевский расценивает как «не совсем соответствующие действительности». Дело в том, что они учитывают желаемую цену для продажи, а не реальную.
Так или иначе, до конца первого полугодия ещё возможен рост цен примерно на 3–4%, но после этого начнётся их постепенно снижение , — прогнозирует Кричевский.
По его словам, причина здесь не только в завершении программы льготной ипотеки, но и в ожидаемом подъёме ключевой ставки ЦБ, которая повлечёт за собой рост ипотечных ставок. Льготная ипотека при этом просто превратится в адресную либо региональную.
При этом некоторые аналитики не исключают роста цен на недвижимость в перспективе из-за снижения объёмов ввода жилья в России. Дефицит качественных предложений на рынке тоже имеется и, надо заметить, растёт. Ко всему прочему не стоит забывать про такие объективные факторы, как рост издержек застройщиков, удорожание строительных материалов, транспортных расходов и прочего, которые закладываются в стоимость любого квадратного метра. В убыток себе строить никто, конечно, не будет.
Средняя стоимость квадратного метра в 2020 году выросла по большей части из-за объективных причин: увеличения себестоимости строительства из-за роста цен на строительные материалы, перехода на эскроу-счета и, что немаловажно, сокращения объёма ликвидного предложения на рынке. Естественно, что льготная ипотека подогрела спрос на рынке и в первую очередь были выкуплены наиболее недорогие квартиры, что не могло не отразиться на расчётах средней стоимости. Но только льготная ипотека вряд ли бы настолько разогрела спрос, — отмечает директор риелторской компании «Этажи» Ильдар Хусаинов.
По словам Хусаинова, помимо льготной ипотеки на рынок повлияли нестабильный курс рубля, сокращение доходности банковских вкладов и как следствие — появление на рынке большого объёма средств частных инвесторов, которые искали инструменты сохранения и приумножения тех средств, которые до этого хранили на депозитах, а также различного рода меры социальной поддержки, в том числе материнский капитал. Всё это в сумме привело к тому, что динамика спроса превысила динамику пополнения объёма предложения. Причём не только в сегменте новостроек. На рынке вторичного жилья с июля по декабрь объём предложения снизился на 37,4% и начал постепенно восстанавливаться только в начале 2021 года, отмечает Хусаинов.
По словам эксперта, спрос уже начал постепенно снижаться, он всё ещё выше, чем в аналогичный период прошлого года, но уже не такой ажиотажный, как мы наблюдали в конце 2020 года. Причин тому три: это насыщение спроса, значительный рост средней стоимости квадратных метров и существенное сокращение объёма ликвидного предложения на рынке.
Естественно, спрос не может быть постоянно пиковым, поэтому сейчас он постепенно стремится к более привычным среднемесячным значениям, которые были до пандемии. Конечно, отмена льготной ипотеки на какой-то период приведёт к стагнации рынка первичного жилья и по большей части из-за сугубо психологического фактора. Часть потенциальных покупателей, скорее всего, переориентируется на рынок вторичного жилья , — рассуждает Хусаинов.
По мнению Кричевского, доступность квартир — это не только ипотека и цены на недвижимость. В первую очередь, это размер реальных доходов населения, а они стабильно падают с 2015 года: у большинства россиян нет серьёзных накоплений, ипотека остаётся дли них основным инструментом покупки жилья. Как результат — ипотечный портфель вырос с конца 2016 года более чем в два раза, отмечает эксперт.
И сегодня ожидать, что экономика максимально быстро восстановится и доходы населения резко пойдут вверх, не стоит. А раз не будет взлёта доходов, то и на повышение доступности квартир рассчитывать нет смысла, резюмирует Кричевский. Для среднестатистического россиянина приобретение квартиры даже в ипотеку, даже по льготной ставке пока остаётся большой проблемой.