В современной российской экономике банкротство организаций стало обычным явлением и никого не удивляет. Сама процедура банкротства отлажена в арбитражных судах и не вызывает вопросов у юристов.
Но все меняется, когда мы касаемся налога на добавленную стоимость.
До недавнего времени вопрос о том облагается ли реализуемые организацией-банкротом имущество, товары и услуги оставался открытым. Однако, с 2021 года этот спор должен быть прекращен.
Давайте сначала разберемся кто такой банкрот.
Согласно ст. 2 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»: несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Причем именно банкротом компания признается не сразу. Всего в рамках дела о банкротстве организация проходит пять стадий (процедур):
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
О мировом соглашении мы говорить не будем, потому что это специфическая процедура может быть введена на любой стадии и, по сути, прекращает дело о банкротстве.
Если мы подробно рассмотрим первые четыре процедуры, то обнаружим, что банкротом организация становится только на стадии конкурсного производства.
Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Т. е. из самого определения следует, что только на этой, последней, процедуре организация официально признается банкротом и у главного бухгалтера возникает вопрос о том: начислять ли НДС на реализуемое имущество, товары и услуги?
Вопрос об этом до 2021 года был спорный.
Все имущество компании-банкрота мы, условно, можем разделить на три части:
- имущество, попавшее в конкурсную массу и подлежащее продаже в целях удовлетворения требований кредиторов;
- товары, произведенные во время процедуры банкротства (если компания продолжала свою работу во время дела о банкротстве);
- работы и услуги, выполненные или оказанные во время процедуры банкротства (если компания продолжала свою работу во время дела о банкротстве).
Почему мы именно так разделили все активы компании?
Потому так сделал это Верховный суд РФ в своем Определении от 08.11.2018 года №309-КГ18-9573 по делу №А50-15272/2017. Суд указал, что понятия "реализация товаров" и "реализация имущества должника", используемые в ст. 146 НК РФ, не являются тождественными и имеют различное содержание. Под реализацией имущества должника понимается продажа имущества, входящего в конкурсную массу, за исключением продукции, изготовленной должником в процессе своей текущей хозяйственной деятельности, и в этом же значении понятие "реализация имущества должника" должно толковаться в целях применения подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Иначе говоря, реализация товаров, изготовленных организацией-банкротом в ходе текущей деятельности, облагается НДС.
Стоит заметить, что Верховный суд писал только про имущество и товары. Т. е. работы и услуги все еще находятся в «подвешенном» состоянии и облагаются НДС.
«Подлил» масла в огонь и Конституционный суд. В своем Постановлении N 41-он признал подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания не обеспечивает в правоприменительной практике его единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения во взаимосвязи с законодательством РФ о банкротстве.
Почему мы так подробно останавливаемся на этих законодательных коллизиях?
Потому что они в полной мере касаются как организации-банкрота, выставляющего счет-фактуру, так и покупателя, принимающего ее к вычету.
Ведь, если реализуемые товары банкрота не облагаются НДС, то в соответствии с ст. 172 НК РФ он не может принять к вычету и входящий НДС по тем материалам, работам и услугам, которые организация-банкрот закупила для изготовления или продажи этих товаров.
Аналогично, и покупатель товаров или услуг банкрота не сможет принять НДС к вычету, потому что банкрот не имеет права начислять НДС на свою продукцию или услуги.
Все противоречия разрешил Федеральный закон №320-ФЗ от 15.10.2020 года. Он внес изменения в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Теперь в законодательстве четко указано, что НДС не начисляется на операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), в т.ч. на товары (работы, услуги), изготавливаемые и (или) приобретенными в процессе хозяйственной деятельности.
Еще одной «головной» болью для бухгалтера стало меньше.
Теперь участникам сделки (банкроту и его покупателю) осталось только восстановить НДС по товарам, работам и услугам, которые используются при изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг в процессе хозяйственной деятельности после введения у должника конкурсного производства (пп.2 п.3 ст. 170 НК РФ).
Восстановить НДС необходимо в том квартале, в котором эти товары (работы, услуги) начинают использоваться.
Проще говоря, если компания приняла к вычету НДС по товарам, работам и услугам, и не успела их использовать (например, товары лежат на складе, либо работы (услуги) не приняты покупателем), а потом была признана банкротом (введено конкурсное производство), то этот НДС необходимо восстановить в квартале, когда эти товары, работы, услуги были использованы в производстве или были проданы. Ведь одним из условий принятия к вычету НДС является требование о том, чтобы товары, работы, услуги были использованы в деятельности, облагаемой НДС. А после признания банкротом компания работает без НДС.
Аналогично, и для покупателя. Если организация купила что-то у компании, которая впоследствии была признана банкротом, то покупателю придется восстанавливать принятый к вычету НДС. Но только в части того, что находится на складе и не было продано, либо использовано для производства.