Да, начинался мой проект в 2017-м году как система оформления полетных планов для беспилотников. За этот период времени были оформлены сотни заявок, отработано взаимодействие с ОрВД, МО, ФСО и ФСБ. После немного более упрощенного законодательства людям разрешили таки летать до 150 метров (статья и новость об этом) и поток заявок снизился, а в 2020 году совсем упал до нуля. В добавок мной был проведен курс обучения школьным педагогам для проекта "Точка Роста" , чтобы там могли свои беспилотники спокойно запускать в школах.
Начался 2021 год. Все пережили карантин и я в том числе.
Какая новинка этого сезона?
Доставка беспилотниками.
Какие есть проблемы?
1. Юридического плана - в любом случае требуется соблюдение авиационного законодательства;
2. Оформления планов полетов в населенных пунктах никто не отменял (п.1) и весь функционал в целом и бизнес-процессы отточены в проекте;
3. Новизна и недоверие потребителя услуг;
Как это можно монетизировать по новому?
Отработанная методика легализации полетов через мой сервис позволяет упростить и автоматизировать службу беспилотной доставки.
Сейчас я ставлю первую цель:
Отработка беспилотной доставки рядовым оператором дрона по методике и на основе бизнес-процессов сервиса.
Какие выгоды и пользы?
1. Снижение времени на доставку в несколько раз;
2. Снижение себестоимости доставки;
3. Мобильные дронопорты.
Так все говорят красиво, но ни у кого не получается. Почему получится у тебя?
Приведу простой пример:
Как известно в городской среде курьерская доставка успешно развита, но как только мы уходим в регион/глубинку/область, то сразу же получаем ворох проблем. Особенно для мелких и легких пакетов с товарами, документами. Загородная доставка имеет высокую себестоимость. Когда посылка большая и/или дорогая, то сервис по доставке оправдан, при этом курьеры и службы неохотно доставляют по "глубинке" заказы, т.к. большой пробег автотранспорта, меньшее количество заказов и конечный ARPU ниже, при увеличенной нагрузке, износе людей и техники, Содержание пунктов выдачи заказов (ПВЗ) имеет высокую себестоимость и низкую рентабельность. На сегодняшний день себестоимость доставки стандартного "пакета" или "конверта" с легким грузом или документами составляет сумму в среднем до 350 руб. При времени доставки 90 минут и максимальном расстоянии 21 км. Запомните эти цифры.
Мелкий пакет с документом или грузом себестоимость КУРЬЕРОМ составляет 350 руб. / 90 минут / 21 км.
Выход из этой ситуации: переход на мою модель доставки - СБЕРДРОН.
Как работает модель?
Мой сервис обеспечивает оформление необходимых полетных планов на каждый рабочий день в ответственных территориях.
Радиус действия доставки 1 дроном может составлять от 1 до 40-50 км. Вес на начальных моделях от 100 до 300 гр. полезной нагрузки до 1500 гр. в старших моделях.
Таблица №1. Модель себестоимость в текущих ценах на доставку дроном (пессимистичный вариант)
Из таблицы №1 мы видим, что при минимальной нагрузке работа оператора единичного дрона можно рассчитать себестоимость р на обслуживаемой территории без дронопорта, т.е. рассчитываем замену курьера на оператора с дроном.
Один полет для доставки мелких пакетов в границах обычного населенного пункта составляет 329 руб. или 595 руб. Что согласитесь дорого. Именно поэтому той же Почте РФ выгоднее оплачивать заработную плату рядовому почтальону в размере 15-20 тыс. руб. ежемесячно, т.к. себестоимость беспилотной доставки пока-что в разы выше, чем себестоимость рядового сотрудника.
Таблица №2. Расчет применения мобильного и стационарного дронпорта.
Как мы видим из предлагаемой таблицы применение мобильного или стационарного дронопорта оправдано экономически, т.к.
себестоимость 1 вылета при трудовой занятости 1 оператора составляет 146 руб. в мобильной версии дронопорта и 5 беспилотников или 119 руб. в стационарной версии дронопорта и 10 беспилотников.
Теперь можно сравнить работу курьера/почтальона по разносу извещений, конвертов и мелких бандеролей с работой оператора дрона и оператора дронопорта.
Таблица №3. Сравнение труда курьера/почтальона/операторов
Из этой таблицы №3 мы видим, что возрастает эффективность при применении дронопортов с несколькими беспилотниками - снижается себестоимость и приближается к классической модели курьер/почтальон.
Так какие-же должны быть характеристики для дронопорта, чтобы он был эффективным и смог обеспечить достаточно низку себестоимость в отличие от существующей системы?
В самом начале я указал, что доставка за город - это 350 руб. за один конверт. Исходя из проведенных выше расчетов мы понимаем, что эффективность достигается уже за счет применении даже 1 беспилотником, а с вводом в эксплуатацию дронопорта мы получаем
снижение себестоимости доставки в 4-5 раз по сравнению с классической курьерской схемой.
Кто ты такой и почему тебе можно верить?
Я предприниматель с 20-и летним стажем, который создал более десятка проектов - большинство из них оказались неуспешны и лишь три проекта окупились: оператор связи в коттеджных поселках, служба технического контроля и бухгалтерский аутсорсинг.
За все эти годы практики я сумел понять три главных особенности для успеха:
масштабирование с занятием существенной доли рынка;
достаточное количество инвестиций на развитие;
автоматизация;
Весь этот опыт я вкладываю в проект СБЕРДРОНа и могу сделать следующие выводы:
Проект высокомасштабируемый и может занять существенную долю загородного рынка доставки за счет более простой схемы взаимодействия;
У проекта высокий уровень рентабельности по сравнению с уберизацией типа яндекс.такси, доставок и пунктов выдачи заказов.
Увеличение стоимости доли инвесторов на всех стадиях привлечения инвестиций в разы.
Теперь о подводных камнях или воздушных ямах, минусах и плюсах
1. Проблем с легалным запуском нет: мы можем летать за городом до 150 метров и обеспечивать себе нужные полетные планы в ОрВД;
2. Мы зависим от сложных метеоусловий - но они существенно не влияют на основной поток доставки, как и для людей и автомобилей снегопады и сильные ливни обеспечивают задержки;
3. Желание сбить, ограбить и т.д. не более рискованное, чем в классической схеме нападения на курьеров - при этом риски потерять живого человека и все последствия для бизнеса в десятки раз ниже - а значит и эффективнее;
4. Я предложил вариант с фантомами или фиксарами. Последние требуют больших стартовых затрат, при этом они увеличивают дальность полетов и срок эксплуатации комплексов.
5. Создание хороших рабочих мест, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями - а для них не так много работы на сегодняшний день.
6. Снижение рисков в условиях мировой пандемии ? Конечно.
7. Наконец самое главное: мы реально будем первыми и самыми лучшими, т.к. я знаю, как сделать этот продукт массовым и удобным для получателей и операторов сервиса. А так же есть дополнительная модель , которая изменит окончательно этот рынок помогая получать посылку безопасно (в лоб дрон не прилетит!)
Где посмотреть на этот дронопорт?
MVP неоднократно отрабатывался различными стартапами и конкурентами. Мы же можем уже сейчас при привлечении первой стадии инвестиций - посевной запустить доставку между тестовыми точками на постоянной основе с целью привлечения следующего, значительного раунда инвестиций в коммерческий запуск.
Цена для рынка и его захват
Доставка дроном 200 рублей от дронопорта до точки клиента в радиусе от 1 до 20 км.
Количество дронопортов на примере ленинградской области: 100.
Целевая аудитория : 1 000 000 конечных получателей в коттеджных поселках и населенных пунктах ленинградской области, жителях частных домов.
Денежный поток составит от 200 млн. руб. в год при разовом использовании услугой доставки.
Стартовые инвестиции посевной стадии:
не более 3 млн. руб. в марте-апреле 2021 года.
Выдача результата июль 2021 года. Рабочий мобильный дронопорт и тестовые полеты для расчета фактических показателей.
Вторая стадия инвестиций: установка первых 30 дронопортов и создание инфраструктуры взаимодействия с курьерскими и почтовыми службами до конца 2021 года с объемом инвестиций 120 млн.руб.
Третья стадия инвестиций: 100 дронопортов на 2022 год. и объемом инвестиций 450 млн. руб.
Вход в 20 основных регионов РФ (ареал городов околомилионников) в 2022-2023 годах: 5 млрд.руб.
Общий объем инвестиций 6 млрд. руб. с количеством вылетов за 2024 год более 30 млн. с плановой выручкой 6.72 млрд.руб./год.
При общих инвестициях 5 млрд.руб. рентабельность составляет >25%
Оценочная стоимость бизнеса к концу 2024 года с учетом его продажи около 30 млрд.руб. при расчете доходным подходом.
Авторские и патентные права принадлежат Еремину И.С. и охраняются Российским законодательством. Любое копирование информации запрещается без разрешения автора. Бизнес-модель, программное обеспечение - являются интеллектуальной собственностью.