Как многие школьные учителя, подрабатываю репетиторством. Грешна: хочется и на море съездить, и красиво подстричься, и туфли новые купить.
Давно хотелось развеять некоторые мифы, которые сложились вокруг репетиторства.
Миф первый: «Никогда такого не было, и вот опять». На самом деле репетиторство старо, как и сама школа. До древних греков докапываться не стала, но из наших репетиторством не брезговали ни Чехов, ни Жуковский, ни даже сам дедушка Ленин.
Миф второй: «В СССР так учили, что никакие репетиторы не нужны были. Да и не было их!» Неправда. И учили по-разному, и репетиторы тоже были: моя мама год занималась английским с репетитором, когда готовилась к поступлению в институт, а тетя, учитель математики, говорит, что от частных учеников отбоя не было.
Миф третий: «Репетиторам только нажива нужна, лучше бы они в школе работали, а если уже работают – пусть лучше на уроках учат, а то лишь бы денег с родителей урвать». Это, кстати, сердит многих родителей. На самом деле все не совсем так.
Иногда репетитор нужен ребенку, потому что ребенок не может усвоить материал в большой группе – ему нужен индивидуальный подход.
Иногда слабый ребенок в силу обстоятельств попадает в сильный класс или сильную школу: тогда репетитор нужен, чтобы подтянуть до определенного уровня.
Иногда ребенок при попустительстве родителей просто забивает на школу уже в пятом-шестом классах, а в начале девятого все хватаются за головы и бегут искать репетиторов.
Про подготовку к ЕГЭ или ОГЭ я вообще молчу. Зачастую в школьной программе на это просто не предусмотрены часы. Учителя стараются, но в такой ситуации мало что могут сделать.
Иногда ко мне обращаются студенты ВУЗов: ЕГЭ сдали, а тянуть предмет – знаний не хватает. Им нужно систематизировать и расширить знания по предмету.
Ситуаций много, так что про «лишь бы денег урвать» - не все тут однозначно.
Миф четвертый: «Репетитор всех возьмет и всех научит». Это не так. Ребенок регулярно пропускает занятия – до свидания, у меня время не лишнее. Ребенок приходит, но сидит и ждет «когда я ему свою голову пришью», а сам делать ничего не собирается – до свидания, такие занятия – родительские деньги на ветер. Ребенок приходит не готовиться к ЕГЭ по русскому или литературе, а поспорить и рассказать свои альтернативные взгляды на творчество Тургенева – до свидания, станешь академиком Лихачевым – тогда и поговорим. Ребенок не делает тех заданий, которые я даю на дом – до свидания, и так далее.
Так что в занятиях репетиторством нет ничего коррупционного и постыдного. Ты честно учишь детей и честно получаешь за это деньги. Другой вопрос, что многие учителя, не выдерживая бюрократическую и психологическую нагрузку школы, уходят в репетиторство навсегда, и от этого страдает система образования. Но тут, как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек…