С 1 июля 2021 года вводится прослеживаемость товаров. Времени осталось не много, а нормативка как всегда запаздывает.
Нововведение коснется всех кто покупает или продает импортные товары, входящие в список Правительства, в том числе кто на упрощенке и других режимах, освобожденных от НДС
Сделал небольшую подборку по прослеживаемости, на текущий момент, в том числе, чтобы морально подготовиться.
Национальная система прослеживаемости импортных товаров.
Основание
"Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019)
Суть
Контроль движения каждой единицы импортного товара по установленному перечню начиная от пересечения границы с ЕАЭС до любого выбытия (передача в производство, списание, возврат и т.д). Создается два сегмента контроля: внешний сегмент прослеживаемости (ЕАЭС) и национальный сегмент прослеживаемости (Россия).
Заявленные цели
Ø Исполнение международных обязательств;
Ø подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
Ø предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации контрафактной продукции;
Ø обеспечение экономической безопасности страны;
Ø повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
Ø сокращение серого импорта.
На кого распространяется
Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости. В прослеживаемости будут участвовать налогоплательщики, применяющие как общий, так и специальные режимы налогообложения.
Товары, подлежащие прослеживаию.
Перечень прослеживаемых товаров будет утверждаться Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации.
В настоящее время, в соответствии с Постановлением 807 это, в частности:
Ø Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов;
Ø тепловые насосы, кроме установок для кондиционирования воздуха; Машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством;
Ø Мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру;
Ø аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение;
Ø Схемы электронные интегральные и др.
Общий перечень в Постановлении Правительства РФ № 807 от 25.06.2019.
Предполагается, что указанный перечень товаров (за исключением сушильных машин) будет прослеживаться с 01.07.2021 уже в рамках обязательных требований Федерального закона.
ВАЖНО! Для целей применения перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза ), наименования товаров и коды ОКПД 2 приведены для удобства использования. При использовании кода ОКПД 2 для определения необходимости прослеживаемости товаров рекомендуется использовать переходные ключи (сопоставительные таблицы) ТН ВЭД ЕАЭС - ОКПД 2, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации.
Эксперимент
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 181), с 01 июля 2019 года по 30 июня 2021 года на территории Российской Федерации проводится соответствующий эксперимент. Рекомендации по проведению эксперимента, направлены в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.07.2019 № ЕД-4-15/13072@.
Дата вступления в силу
В соответствии с федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» национальная система прослеживаемости вступает в силу – 01.07.2021.
Ожидаемый срок вступления в силу мер ответственности – 01.07.2022.
Нормативное регулирование
Принято:
1. Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (г. Нур-Султан, 29 мая 2019 года).
2. Федеральный закон от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
3. Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».
4. План мероприятий («Дорожная карта») по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, утвержденный приказом Минфина России от 19.06.2018 №1049 (в редакции приказа Минфина от 29.04.2019 №204).
5. Приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи».
Ожидается:
1. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)». В том числе, в часть 1 НК РФ добавляется целый раздел. (Отрицательное заключение об ОРВ – оценка регулирующего воздействия). (34 страницы)
2. Постановление Правительства РФ «О реализации национальной системы прослеживаемости товаров» (В настоящее время проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза ). (7 страниц).
3. Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137». ((В настоящее время проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза ) (43 страницы)
4. Приказ ФНС России "Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости". (Уже направлен в Минюст). (93 страницы без форм документов).
5. Приказ ФНС об изменениях декларации по НДС.
6. И др.
Информация от ФНС
1. При осуществлении операций с прослеживаемыми товарами налогоплательщикам необходимо будет включать идентификатор – регистрационный номер партий товаров, подлежащих прослеживаемости (РНПТ), в счета-фактуры (СФ) или документы об отгрузке товаров.
2. Прослеживаемость схожа с маркировкой, но эти системы существуют отдельно друг от друга.
3. В счете-фактуре могут быть указаны как прослеживаемые, так и не прослеживаемые товары.
4. Счета-фактуры, полученные до 1 июля 2021 года, в которых указаны прослеживаемые товары, включаются в декларацию в обычном порядке. Указывать РНПТ в счетах-фактурах в обязательном порядке нужно после вступления в силу основных положений законопроекта, то есть, начиная с 1 июля 2021 года. Счета-фактуры до 1 января 2021 года не должны выставляться с РНПТ. Поэтому это не является нарушением.
5. Учет сведений о прекращении или возобновлении прослеживаемости товаров в системе будет производиться с помощью отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
6. Прекращение прослеживаемости – это выбытие товаров из прослеживаемости из-за прекращения права собственности на товар, включая его передачу в производство, утилизацию и т.д., а также фактический вывоз с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта).
7. Возобновление прослеживаемости - это возврат прослеживаемого товара, по которому ранее уже были получены сведения о его утере, утилизации, уничтожении и т.д., а также возврат из производства или реализации, если он был ранее в него передан (реализован). (Не понятно что делать если после списания оприходовали запчасть из числа прослеживаемых товаров и решили её продать.)
8. Отчет об операциях представляется в налоговый орган ежеквартально в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и только в случае наличия в отчетном периоде операций с прослеживаемыми товарами.
9. Налогоплательщики на специальных режимах налогообложения сведения о приобретении и реализации прослеживаемых товаров также указывают в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Налогоплательщики на общем режиме налогообложения сведения о реализации прослеживаемых товаров указывают в декларации по НДС.
10. Тем, кто на упрощенке или на других режимах, освобожденным от уплаты НДС, налоговики предлагают использовать УПД для соблюдения требований в отношении прослеживаемых товаров.
Дополнительные обязанности для покупателей
Установленные законом:
1. П. 2.3. статьи 23 НК РФ. «Налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - товары, подлежащие прослеживаемости), обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.»
2. П.8.9 Статьи 88 НК РФ – дополнительные требования при камералке.
3. П. 1.2. статьи 169 НК РФ «Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров , подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур , в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов."»
4. Подпункт 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ Во счетах фактурах кроме заполнения дополнительных граф по прослеживаемым товарам, необходимо указывать «реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав"» и это уже не только по прослеживаемым товарам.
5. Пункт 24 Приказа Минфина 14н от 05.02.2021 «Если покупатель не получил от продавца счет-фактуру в электронной форме в срок, установленный пунктом 3 статьи 168 Кодекса, с учетом его увеличения на время, необходимое для выполнения Операторами электронного документооборота мероприятий в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящего Порядка, покупатель сообщает любым доступным способом о данном факте продавцу».
6. И т.д. и т.п.
Добавленные ИФНС (возможно перенесут в НА):
1. Покупатель при получении от контрагента электронного СФ должен удостовериться в правильности указанного в нем РНПТ . Это можно сделать с помощью сервиса по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/service/traceability/#tab0 или QR-кода.
2. Если на дату вступления в силу перечня прослеживаемых товаров у продавца имеются в собственности импортные товары из указанного перечня, ему потребуется направить уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в электронной форме в налоговый орган. В ответ ему будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ.
3. И др.
Рекомендации ФНС по подготовке к переходу на прослеживаемость товаров
1) ознакомиться с более подробной информацией о ней, а также о проектах форм документов и нормативно-правовых актов в специальном разделе на сайте ФНС России по ссылке: ttps://www.nalog.ru/rn77/related_activities/spt/
2) провести анализ хозяйственной деятельности на предмет осуществления операций с товарами, участвующими в эксперименте, а также наличия их в собственности;
3) рассмотреть вопрос организации электронного документооборота СФ и сдачи отчетности в налоговый орган;
4) рассмотреть варианты возможных изменений в учете и планировании деятельности и определить сроки доработки таких изменений;
5) убедиться, что все необходимые доработки могут быть реализованы после вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации;
6) определиться, какой способ учета прослеживаемых товаров (например, серийный, партионный и др.) подходит для вашей учетной системы;
7) принять участие в семинарах, посвященных системе прослеживаемости, проводимых территориальными налоговыми органами.