Найти тему
Швец, чтец и игрец на дуде

Грязь, похоть, жестокость. Есть ли место для любви в романах Набокова?

Добрый день, Чтецы!

На днях я дочитала очередной роман Владимира Набокова – «Король, дама, валет». Принимаю его исключительно порционно, так как с ужасом представляю, что однажды произведения автора для меня закончатся. Но сейчас не об этом. Возник у меня вопрос (зрел он давно и вот сформировался) – как Набоков это делает? Меня просто гипнотизирует его слог, автор хватает за грудки и тянет через все страницы до самого финала. И не выбраться, не оторваться. Невероятная магия слов. Я даже нарочно хотела придраться к чему-нибудь хоть раз, клянусь, но не нашла ни слова, ни оборота, которые мне бы не понравились. Чистейший, прекрасный, прозрачный литературный язык. В этом плане он для меня – гений, равных которому нет.

Но если с языком всё понятно, то что с сюжетом? О чём пишет Владимир Владимирович? Ведь в каждом романе (из прочтённых мною) истории любовные. Любовные, но без любви. Сплошная грязь, дешёвые интриги, нечистые помыслы. Я понимаю, почему многие его осуждают. Он пишет прекрасно о мерзких вещах. Может создаться впечатление, что автор романтизирует всю эту похоть, измены и преступления. Но если читать Набокова вдумчиво и в больших количествах, понимаешь – это не так. И я осознала сей факт именно после данного романа. Автор сам всё знает. Знает, что чувства Гумберта к Лолите – это аморально, что Франц проводил время с Мартой лишь из-за временного увлечения, что Кречмар увязался за молодой хорошенькой Магдой ведомый лишь похотью. Нет в книгах Набокова любви, он просто выворачивает напоказ человеческие пороки, слабости, смеётся над ними (и над читателем иногда), но делает это в своей непревзойденной манере.

Неужели у вас никогда не было ложной мысли – влюблён, а оказывалось, что это лишь обычное увлечение? Особенно в юном романтичном возрасте, разве это преступление? Вот и герои Набокова рассуждают о любви так прекрасно, поддавшись этому первому, страстному волнующему порыву. А потом жизнь расставляет всё на свои места. Это не автор выставляет прекрасными самые примитивные низменные инстинкты, это люди иногда принимают эти самые инстинкты за любовь. Обманывая даже самих себя. А Набоков – рассказчик. И пишет о том, что видит. Не оправдывая, не порицая, а честно и очень эмоционально.

Вот так и получается настоящее волшебство, мы понимаем, что ничего хорошего в этих историях нет: они грязные, подлые, все его герои – аморальные, но подаёт это автор так, что оторваться просто невозможно. И мы плюёмся, морщимся, но продолжаем читать. Потому что больше так никто не пишет. Это настоящий феномен Набокова – приковывать внимание к низменным темам одним лишь только слогом. Для меня он – великий писатель. И каждый раз, когда хочется прекрасного, я берусь за его книгу, зная, что скорее всего в конце останется мутный горький осадок. Удивительный парадокс, не так ли? Ещё удивительнее то, что каждый раз среди всего прочего своё «прекрасное» я получаю в полной мере.

Читаете Набокова? Нравится автор?

Вот такой у меня прекрасный сборник
Вот такой у меня прекрасный сборник