Популярность самого романтичного коммуниста, талантливого «великана с голубыми глазами» Назыма Хикмета в Советском Союзе была уникальна. Вся его жизнь являла собой череду ярких взлетов и падений – почти 20 лет он провел в тюрьме, был другом Мустафы Кемаля, вместе с Пабло Нерудой получил Международную премию мира. Затем лишился турецкого гражданства, но потом, кроме советского, получил еще и гражданство Польской Республики, взяв фамилию своего прадеда, поляка по происхождению – Божецкий.
Помимо огромной популярности, которую турецкий поэт обрел в нашей стране, здесь он встретил и свою любовь, свою «лебединую песню» – Веру Тулякову, впоследствии Тулякову-Хикмет.
В первый раз в Россию Назым Хикмет попал в 1922 году, вступил в коммунистическую партию, учился в университете, дружил с молодыми авангардистами, встречался с Маяковским и Мейерхольдом.
Во второй раз в уже советскую страну Хикмет приезжает в 1925 году, работает над созданием экспериментального театра-студии, пишет и выступает со своими стихами, даже женится. Но в 1928 году возвращается в Турцию, его супруга Елена Юрченко не смогла поехать с ним и вскоре умерла.
Вернувшись в Турцию, он подвергается неоднократным гонениям и нападкам, несколько раз сидит в тюрьме. При этом продолжает работать, получает общественное признание и остается популярным в своей стране поэтом. Находясь в заключении, он пишет революционную «Поэму о шейхе Бедреддине Шимавне» и «Письма к Таранта Бабу», здесь же переводит «Войну и мир» Льва Толстого.
В 1951 году 49-летний поэт, несмотря на возраст и состояние здоровья, получает повестку в армию. Опасаясь за свою жизнь, он на моторной лодке предпринимает дальнее плавание по открытому морю. Добравшись до Москвы, он снова ощущает себя свободным, начинает много сочинять, становится вхож в интеллектуальные круги, много путешествует, встречается с иностранными писателями. В 1956 году пишет известное свое стихотворение «Письмо Мемеду».
Подробности о том, как жил Назым Хикмет в СССР, опустим – расскажем о его большой любви, о его восточной сказке – последней жене Вере Туляковой. Это была абсолютно случайная встреча: Вера познакомилась с поэтом как член делегации от «Союзмультфильма». Чувства вспыхнули сразу.
Несмотря на то, что оба были не свободны, и невзирая на 30-летнюю разницу в возрасте, он начал активно ухаживать, ходить в «Союзмультфильм» с шоколадом и цветами. Вместе они сбежали в Кисловодск. Вернувшись, приняли решение жить вместе. Но бывшая возлюбленная еще долго преследовала красивого турка, даже написала плакат «Будьте вы прокляты!».
После смерти Назыма Хикмета Вера Тулякова напишет о нём книгу воспоминаний «Последний разговор с Назымом». Ниже приведем несколько отрывков из этой книги. Вера Тулякова о первом признании в любви:
«Мы вышли из зала. Ты шел непривычно быстро, почти бежал, и первым делом я подумала, что разболелось твое сердце. Ты был гордый человек, не любил жаловаться, перекладывать на плечи других свою боль. На лестничной площадке между вторым и первым этажами ты остановился и молча стал смотреть на меня, сжав мои руки выше локтей. Так мы стояли и не говорили ни слова. Твои глаза метались по моему лицу.
– Я люблю вас. Понимаете ли вы это? Я люблю вас, — тихо-тихо сказал ты и заплакал.
Я никогда не видела, как плачут мужчины. Свет закачался под моими ногами от твоих слов, от твоих слез…»
С ней он обрел настоящее семейное счастье, этот красивый, статный мужчина – «великан с голубыми глазами», который всегда имел большой успех у женщин. Она стала его четвертой женой. Согласно турецкому гостеприимству, двери их квартиры всегда были открыты – к ним приходили многочисленные гости – поэты, писатели, актеры. Назым Хикмет дружил с Константином Симоновым, Михаилом Зощенко, Евгением Евтушенко и другими.
О том, как ушел из жизни великий поэт и человек мира, подробно написано в воспоминаниях Веры Туляковой-Хикмет.
«Я специально сняла с ящика крышку, чтобы не гремела по утрам, но ты все равно каждое утро просыпался от возни почтальона, даже во сне боялся пропустить этот момент. Минут через пять ты вскочил и почти бегом кинулся к двери. Я хотела позвать тебя, но промолчала, решила подремать. А ты не возвращался. Прошла минута, вторая — ты почему-то не открывал входную дверь и вел себя подозрительно тихо. Я полежала еще чуть-чуть, но какая-то сила подняла меня посмотреть, где ты притаился. Встала, подумала: пить захотел или куришь. Быстро прошла на кухню. Там тебя не было. Я открыла дверь в ванную, потом в туалет. Вдруг стало страшно, так страшно, меня будто ударила сзади мощная струя горячего воздуха…
Я выскочила в прихожую и увидела тебя за вешалкой на полу. Ты сидел, прислонившись спиной к двери, опершись рукой об пол, поджав под себя одну ногу по-турецки, а вторую слегка вытянул вперед. По выражению твоего белого, непривычно спокойного лица я в первую же секунду поняла, что ты мертв.
В эту секунду мир отпустил меня. Он оглох. Я пыталась заговорить с тобой — ты не отвечал. Я поняла: все кончено».
Книга «Последний разговор с Назымом» выходила в Турции 4 раза. Назым Хикмет очень популярен у себя на Родине, сборники его стихотворений переиздаются, на его стихи поют песни, в Анкаре работает культурный центр Назыма Хикмета.
В Советском Союзе слава тоже не обошла его стороной. Воспоминания о нем часто появлялись на страницах прессы, например, в журнале «Костер». Известная песня Софии Ротару «Дадим шар земной детям» написана именно на слова Хикмета. Мало кто знает, что он же является автором известной фразы:
«Счастье — это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой».
В Москве библиотека №24 носит имя Назыма Хикмета, прожившего свои последние годы в столице, рядом с библиотекой. Он сам часто бывал здесь, выступал перед читателями, общался с детьми. Сейчас библиотека бережно хранит память о турецком поэте, здесь работает небольшая выставка, где кроме всего представлены его личные вещи. Другом библиотеки является Анна Степанова – дочь Веры Туляковой, о которой писатель заботился как о родной.