Найти в Дзене
Чтец смыслов

О ЦЕРКОВНОМ ОТЛУЧЕНИИ

Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПЕРВУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не прос­тится человекам. (Мф. 12,31)

Между многими грехами, которые мы совершаем и которых не можем не совершать по немощи нашего естества, Господь ука­зывает и отличает некоторые особые греховные действия, которые при всем милосердии и всепрощении Отца Небесного не могут быть прощены, не отпустятся нам. То же самое повторяет и апостол Иоанн, заповедуя и не молиться о тех, кто сотворил грех в смерть (1 Ин. 5,16). Иисус Христос называет такой грех хулой на Духа Святого, под кото­рым, как бы мы ни толковали Его слова, надо разуметь вообще такое нравственное состояние, когда человек лишается вовсе благодати Святого Духа, духовно умирает и становится вне спасительного, очищающего действия Крови Заветной. Причина такого ужасного нравственного отупения, как очевидно, лежит в самом человеке, в добровольно избранном им состоянии открытого противления спа­сительному действию благодати. В крайнем состоянии своего развития такое настроение приводит прямо к сатанинскому упорству и озлобле­нию, и тогда уже ожесточившийся в сердце нечестивец дерзко и нагло попирает всякую истину, себя обычно ставя мерилом всех вещей.

Если мы обратимся к нравственным явлениям мира и челове­чества, то мы должны будем признать, что таким именно душевным состоянием отличаются еретики всех времен. Уже апостолы, изоб­ражая свойства и качества еретиков своего времени, называют их людьми с сожженной совестью (1 Тим. 4,2), безводными источниками (2 Пет. 2, 17), бесплодными, дважды умершими деревьями (Иуд. 1,12). Что вы скажете о дереве засохшем, лишенном жизни? Оно уже не даст никогда ростка, не покроется зеленью, не принесет плода. То же рас­суждайте и в отношении духовной жизни человека. В Своей прощаль­ной беседе с учениками Господь назвал Себя в духовном смысле истин­ной лозой, а верующих Своими ветвями, которые питаются и живут соками, заимствуемыми от ствола (Ин. 15, 5-6). Вечно жив и духоносен источник нашей благодатной жизни Христос — живы с Ним и полны благодати от Него и верующие в Него, соединенные с Ним внутренней неразрывной связью. Но пусть только порвется эта связь — и сейчас же прекратится благодатный ток, и жизнь замрет у ветвей, и отпадут они от древа и засохнут. Правда, некоторое время отпавшая ветка может еще сохранять жизненность и казаться зеленеющей, но недолго, а потом настанет неизбежно смерть и гниение. Так и отпавшие от обще­ния со Христом могут на время для неопытного глаза казаться сохра­нившими наружную привлекательность, но добрых плодов они уже не приносят, а потом вскоре и совсем лишаются даже внешнего покрова благочестия, унаследованного от доброй жизни со Христом, и покрываются корой нечестия и заблуждения.

С этой точки зрения будем рассуждать и относительно того цер­ковного чина, какой совершается в наших храмах в Неделю Право­славия. Этот чин, который некоторых, и справедливо, устрашает, нередко вызывает такого рода недоумение: не является ли он пережит­ком для наших дней и соответствует ли он самому духу христианства как религии милосердия и всепрощения? Исторически ответ на это очень прост и в то же время весьма убедителен. Отлучение церковное отнюдь не является принадлежностью одного какого-либо времени. Оно изначально в Церкви, установлено Христом и непрерывно про­должается и будет продолжаться, пока существует Церковь, то есть до скончания века.

Первое основание сему установлению дано словами Господа, сказанными Им в отношении людей заблуждающихся: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18,17). Этими словами, вместе с властью вязать и решить, Церкви дано выс­шее, Божественное право суда, и притом суда грозного и безусловного, ибо нет ни на земле, ни на небе другого установления, какое могло бы изменить суд Церкви, как и сказано: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (Мф. 18, 18). Как пользовалась Церковь Христова этим правом на первых порах своего исторического бытия и какую силу усваивала своему суду, видно из действий апостола Павла по поводу появления в Коринфе кровосмесителя: предать тако­вого, писал Апостол, сатане во измождение плоти (1 Кор. 5, 5). Можно ли представить суд более грозный, чем этот суд Церкви, совер­шающийся о имени Господа нашего Иисуса Христа? Можно ли найти наказание более страшное, чем то, какому подвергается грешник, лишенный за свою нераскаянность благодатного попечения Церкви и изгнанный из общества верующих?..

Но где же после сего, скажете, та любовь Христова, которая должна составлять основу, дыхание жизни Церкви? Где ее попечительность о слабых и немощных, которые должны быть предметом осо­бенного ее внимания? Да, именно тут, в этом по-видимому суровом действии церковного суда и обнаруживается вся истинная, непри­творная заботливость Церкви о слабых и немощных своих чадах. Но таковыми разве можно считать тех дерзких, гордых и напыщенных мечтателей, которые мудры о себе и в своем самомнении доходят до того, что сами не хотят слушаться голоса Церкви и открыто глу­мятся над священными ее установлениями? В отношении их уже истощены все средства убеждения, и дальнейшее продолжение такого отношения, говоря евангельским языком, будет подобно бросанию бисера пред нечистыми животными (Мф. 7, 6). На бесплодную каменистую почву сколько ни бросайте зерна, оно не взойдет; засох­шую ветку сколько ни поливайте, она не покроется зеленью, не ожи­вет. Напротив, может случиться другое: такая сухая ветка может зара­зить соседнюю и распространить гниль и мертвенность по всему дереву. Вот почему заботливый садовник спешит удалить такую ветку путем срезывания ее, чтобы не пострадало всё дерево. Не то же ли самое мы наблюдаем и в теле человека, когда у него какая-либо часть тела начнет гноиться или даже совсем отмирает? Разве мы не считаем благодетельными действия врача, когда он отсекает зараженную часть и спасает всё тело, всего человека?

Но ведь Церковь, то есть общество верующих людей, и есть в духовном смысле единое тело, в котором тесно соединены, как члены, все верующие во Христа, как и сказано: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф. 4, 4). Следовательно, и к сему духоносному телу вполне приложимы общие законы сохране­ния жизни, в силу которых всё омертвевшее само отпадает от живого организма или удаляется намеренно, чтобы оно не задерживало пол­ноты жизни и не вносило расстройства в общую экономию жизнен­ных сил. Хульники православной веры и явные развратители не пред­ставляют ли тех болезненных наростов на духовном теле церковном, которые, будучи омертвелыми, по самому свойству своему предна­значены к удалению? Что пользы, если болезненный нарост не трогать и не устранять? Он не только будет задерживать правильное течение жизни, но, как чужеядное растение, питаясь чужими соками, однако чрез то нисколько сам не облагораживаясь, может постепенно распол­заться в теле, заражая своею гнилостью другие члены.

Охраняя своих истинных чад от возможности заражения, Святая Церковь и совершает однажды в год сей чин, которым поражает всех хулителей православной веры и развратителей,— но поражает их не раньше, как истощив все средства убеждения их, и притом не навсегда, но пока они не вразумятся и не придут в покаяние, кото­рым они опять могут обновиться к жизни духовной, проистекающей из общения с Церковью как хранительницей благодатных дарований.

Из всего этого не ясна ли для вас, возлюбленные, вся естест­венность и разумность того чина, какой творит ныне Церковь и кото­рый по существу есть суд Церкви, суд открытый и торжественный?

Пусть устрашаются и боятся сего суда поражаемые им нечестивцы, ибо к ним относятся слова Христа: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Для того и раздается этот гром, чтобы их смутить, пробудить уснувшую совесть нечестивца. Следовательно, и тут, в самом суде, Церковь еще пытается найти средства для покаяния и вразумления заблудших и упорствующих в своем нечестии. Такова сила ее любви! Можно ли после сего говорить о какой-то жестокости и вражде с ее стороны к несчастным заблуждающимся нашим братьям?

Присоединим же и мы свои теплые молитвы к молитвам Святой Церкви, которая молится и о самых отверженных своих сынах, чтобы Господь вразумил их, умягчил ожесточение их сердец и привел в разум истины.

Аминь

Житие священномученика Митрофана (Краснопольского) читайте на сайте: www.fond.ru