Сегодня от многих родителей можно слышать, что школа плохо работает, что учителя не учат детей, а «вываливают» задания для изучения с родителями.
То, как учили 20 лет назад уже не работает сегодня: есть общедоступное телевидение и интернет, а библиотеки, наоборот, стали диковинкой.
Стоит ли удивляться, что стандарты обучения также претерпевают изменения. Кого-то может устраивать результат, а кого-то - нет.
Но в современной динамике просто не возможно сохранять прежний темп в обучении.
То, чему раньше учили в первом классе, «сдвинулось» в Детский сад. Детям старшей группы (это 5-летки) задают домашнюю работу. Не каждый день, но все же готовят руку к письму. «Проходят« счет, английский язык, чтение.
О последнем хочется поговорить отдельно. Сегодня много учебников и курсов скорочтения, но ничто не будет работать, если ребёнок просто «упрется» в «не хочу!».
1 правило. Ненавязчиво «зондировать» почву на предмет того, а не сможет ли ребёнок уже сейчас запомнить некоторые буквы. И это от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте дети легко «схватывают» все новое, запоминание происходит моментально, и важно лишь поймать этот момент, когда ребёнок сам заинтересуется.
Здесь главное - не перегнуть палку и не заставлять учиться в привычном смысле: за партой.
Самые простые буквы для запоминания малышом: О, С (как половинка от О), А, Г, Т. Словом, самые простые по начертанию и произношению. Также могут «подойти« Р, Ж - благодаря своему интересному звучанию.
Изучать по 1-2 буквы за раз. Например, О. Можно искать, какие предметы похожи на О (круглые): тарелка, кольцо, Луна. Можно выкладывать из разных подручных предметов (из кубиков, счетных палочек, горошин) букву, можно лепить из пластилина. Затем - искать знакомые буквы на вывесках и рекламных щитах.
Нарисуйте на отдельных листах Букву + рисунок на эту букву. Вообще, детям сложно из слова «вычленить» одну первую юукву, но такое времяпрепровождения в любом случае поможет.
Главное, подбадривайте, хвалите, хлопайте в ладоши. Пусть ребёнок запомнит свой успех, а не ошибку.
2 правило. Учите сочетать буквы в слоги сразу, как ребёнок освоит 2-3 буквы, а не когда выучит весь алфавит.
Например, если ребенок выучил Ж (похожую на жучка) и А, то нужно помочь ему сложить ЖА. Для этого покажите, что «тянете» ж-ж-ж, и следом «слитно» добавляете а-а-а:
Ж-Ж-Ж-А-А-А
В-В-В-А-А-А
Р-Р-Р-О-О-О
М-М-М-У-У-У
Отлично, есть согласная будет такая, которую можно «протянуть» голосом, но если и нет, все равно мимикой, артикуляцией помогайте, показывайте, как соединить две буквы о один слог.
Можно использовать карточки с буквами, даже самодельные: сочетать разные буквы и смотреть, что получится.
3 правило. Читайте сами, читайте детям. Личный пример родителей - важен для детей. Причём если требуете, чтобы ребёнок читал на бумажном носителе, то и сами это делайте. То, что вы говорите ребёнку, что читаете на планшете, он это воспринимает, что вы играете/развлекаетесь.
4 правило. Детям проще воспринимать крупный текст. При этом совершенно не обязательно, чтобы было разделение слов на слоги дефисами.
Также помогут упражнения на внимание: найди в тексте такое-то слово/сочетание букв; соедини слово и картинку; разукрась/обведи все буквы «А» (среди множества других букв); допиши букву (есть фрагмент буквы, нужно ее угадать и дописать недостающую часть) и др.
5 правило. Занимайтесь регулярно. Пусть всего по 10 минут, но каждый день (или через день), чем раз в неделю целый час. Обязательно в игровой форме, так как у ребёнка до 7 лет игра - ведущая деятельность.
И не форсируйте события. Но ищите правильный подход!
Кто-то может подумать, что детей лишают детства, и знание букв необязательно до школы. Во-первых, это не так, навыки чтения и 20 лет назад проверяли при поступлении в школу, а, значит, дети учились этому до 7 лет. Ну, и, конечно, помогая ребёнку овладеть чтением, вы делаете его жизнь проще во многих аспектах. Угадаете, в каких?
#саморазвитие
#педагогика
#книги
#культура
#интересные факты