По законам физики автомобиль не останавливается мгновенно и при торможении транспорт проезжает еще какое-то расстояние. Напомним, что на дороге приходится соблюдать дистанцию между участниками движения. Чтобы не врезаться и не повредить себя и "железного друга". По пдд водитель самостоятельно оценивает ситуацию и определяет длину дистанции. Здесь то и пригодятся знания о тормозном пути.
Что это такое
Разберемся с понятиями. В правилах дорожного движения существует два схожих термина: тормозной и остановочный пути. Их часто путают и считают синонимичными. При возникновении опасной ситуации водитель не сразу нажимает педаль тормоза. Человеку требуется время на ответную реакцию. Этот параметр и учитывает "остановочный путь". Проще говоря, это полное расстояние остановки.
А тормозной путь не учитывает время реагирования на неприятность и включает в себя только расстояние с момента срабатывания тормозов и до остановки транспорта.
Как рассчитать тормозной путь
Вспомним школьные уроки физики. Нам пригодятся такие величины: путь торможения (S), скорость автомобиля (V), возведенную в квадрат, коэффициент эффективности торможения (Кэ) и коэффициент сцепления (Фс).
Для расчетов воспользуемся формулой: S = Кэ *V2/ (254 * Фс).
Кэ — величина постоянная и для легкового авто равняется 1.
Фс зависит от состояния дороги:
- при гололеде - 0,1;
- при снегопаде - 0,2;
- при дожде, мокрой погоде - 0,4;
- при сухой погоде - 0,7.
Например, авто едет в снегопад со скоростью 60 км/ч. Водитель заметил зайца и резко затормозил. Длина торможения в таком случае будет 70,9 метров.
1 *602/ (254 * 0,2) = 70,9
А если скорость авто будет в два раза выше (120 км/ч), то длина тормозного пути увеличится в 4 раза и будет 283,6 метров. Поэтому при плохих погодных условиях важно соблюдать скоростной режим и быть внимательным за рулем.
Такие расчеты не учитывают другие сопутствующие факторы, которые возникают в реальной жизни. Важно знать, что еще влияет на длину тормозного пути.
От чего зависит тормозной путь
На длину тормозного пути влияют параметры, зависящие от водителя, и факторы, на которые человек не воздействует.
Некоторые водители, чтобы не заскучать за рулем, смотрят видео или забавные картинки на телефоне, болтают с друзьями, перекусывают - и теряют бдительность. Из-за невнимательности у скучающего автолюбителя снижается скорость реакции на опасность. И длина тормозного пути станет чуть больше, чем это было нужно.
Водитель также влияет на следующие факторы:
- Свое состояние. Не нужно садиться за руль в нетрезвом виде, уставшим. От этого снижается скорость реакции.
- Соблюдение скоростного режима. Ведь чем ниже скорость, тем остановка авто произойдет быстрее и расстояние торможения будет короче.
- Исправность тормозной колодки, педалей (водитель должен внимательно относится к состоянию всех систем автомобиля и вовремя устранять повреждения).
- Наличие антиблокировочной системы колес (АБС).
- Загруженность авто (чем легче автомобиль, тем быстрее он остановится).
При торможении играют роль и факторы, на которые человек не в силах повлиять. Например, погодные условия и дорожное покрытие. При ясной и теплой погоде, когда дорога сухая, автомобиль будет останавливаться быстро и резко, и тормозной путь будет меньше (примерно 25-30 метров). При дождливой, снежной погоде, минусовых температурах, слякоти длина тормозного пути увеличивается (до 150 метров). Чем хуже сцепление с дорогой, тем авто проедет дальше.
Качество дорожного покрытия также влияет на этом параметр. Содержание дополнительных веществ в асфальте (например, каменной крошки) создает шершавую поверхность, и от этого автомобиль будет тормозить быстрее, чем на гладкой дороге. Парадокс: дорога с ямами, выбоинами и неровностями сокращает длину дистанции, пройденной автомобилем после торможения. Все от того, что на такой дороге водитель не будет развивать высокую скорость.
Длина тормозного пути зависит не только от параметров, которые перечислены в статье. Каждое авто обладает своими характеристиками, влияющими на скорость торможения. Это важно учитывать при покупке своего "железного коня".
А что для вас имеет большую значимость: динамика разгона авто или быстрота его остановки?