Пережив духовное обращение, Ян Гус поставил во главу угла Священное Писание. Он не отрицал церковную и светскую власть. При этом Гус считал, что высшей властью обладает Бог. Поэтому в первую очередь нужно ориентироваться на Библию, а не на постановления властей.
Гус имел настоящую смелость и твердый характер, в чем можно было убедиться, анализируя события его жизни. Лиардон пишет: «Гус учил, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. Читал ли Гус проповеди или же выступал с лекциями перед студентами, он всегда осуждал гордость, роскошь, блуд и любовь к деньгам».
Прихожане Гуса ценили его не за реформаторские взгляды, а за любовь, чуткость и внимание. В первую очередь Ян был добрым пастырем, который заботится о пастве. Его следование идеалам Евангелия не было абстрактным. Например, реформатор построил при церкви дом для студентов из бедных семей. Гус не забывал о том, из какой среды вышел сам. К сожалению, далеко не у всех священников было такое же отношение.
Естественно, Гусу не нравилось состояние церкви того времени. Реформатор ненавидел пышность и великолепие, которым окружили себя Папа и священники. Он осуждал поведение кардиналов, которые вели себя напыщенно. Еще Гус осуждал действие церковного руководства по поддержанию войн и выступал против продажи индульгенций. Он очень резко выступил против этого в 1412 году, когда деньги от таких продаж использовались для войны.
Еще Гус достаточно сильно обличал аморальность и грех прелюбодеяния, который серьезно процветал в те годы. Причем реформатор делал это из любви к истине. Гус проявлял ненависть не к людям, а к беззаконию.
Ян также отстаивал право изучать произведения Уиклифа. Чешский реформатор считал, что ученые должны иметь возможность вести научную дискуссию. Гус не соглашался с теми догматами, которые считал неправильными с точки зрения Писания.
Что касается взглядов Уиклифа, то они оказали серьезное влияние на духовное формирование Гуса. Но в большей степени на Яна повлияло Священное Писание. Он сохранял самостоятельное мышление. Поэтому не принимал безоговорочно ни постулаты католичества, ни учение Уиклифа.
Например, Гус не был согласен со своим английским предшественником в вопросе причастия. Уиклиф принимал доктрину пресуществления – взгляд, согласно которому Иисус Христос физически присутствует в хлебе и вине во время совершения таинства – Гус не разделял этих взглядов.
Были и некоторые другие нюансы, по которым реформаторы расходились во мнениях. Поэтому Гус выражал недоумение, когда его осуждали за исповедание взглядов Уиклифа. Ян предпочитал защищать то, во что верил сам, а не то, во что верил Уиклиф, хотя их позиции были во многом схожи. Можно сказать, что чешский реформатор здесь придерживался постулата «Праведный своей верою жив будет» (Авв. 2:3).
Гус следовал за Христом и учился у тех, кто тоже следовал за Господом. Он проповедовал, что учение человека только тогда станет чистым, когда его жизнь будет преобразована в соответствии с Божьими принципами. Гус верил в то, что истина всегда побеждает. Поэтому стремился постигать истину сам и применять ее в своей жизни. Это позволило Гусу иметь огромное влияние не только на своих современников.
Учение Яна Гуса и его значимость для истории Церкви
Находясь в вынужденном изгнании, когда он покинул Прагу, Гус написал два своих самых важных произведения: «О симонии» и «О церкви». Реформатор утверждал: «Каждый, кто стремится занять какую-либо должность в церкви ради материальной выгоды и высокого положения, виновен в симонии». Также он считал, что священники не должны брать деньги за внеурочные службы.
Гус утверждал, что священство нельзя купить. Ну а тех, кто брал деньги за покаяние людей, он и вовсе называл безбожниками. Гус обличал аморальность священства. Он утверждал, что многие священники платили деньги епископу, чтобы тот разрешил им иметь любовниц. Некоторые из них имели от этих любовниц детей, за которых приходилось платить дополнительный, так называемый «колыбельный», налог. Гус настаивал на том, что папская система нуждается в серьезном реформировании. Он был убежден, что нужно ставить на служение людей, которые желают по-настоящему служить Богу. Это не должны быть люди, которые ищут материальной выгоды от такого служения. Важно, чтобы священники вели праведный образ жизни и не имели никакого отношения к практике симонии.
Гус настаивал, что людям нужно раскаиваться во грехах без посредничества священника. Та практика, которая существовала в церкви, приводила к суевериям. Люди считали, что только священник может отпустить им грехи. Реформатор настаивал, что основанием для подчинения священнику является не его позиция, а праведная жизнь. Гус считал, что аморальному человеку подчиняться нельзя.
По словам исследователей, Гус стремился объяснить людям, что церковь не была ограничена Папой Римским, кардиналами, епископами и прочими представителями духовенства; прихожане тоже занимали важное место в Царстве Божьем. Для Гуса было важно, чтобы вера проявлялась в праведном образе жизни. Поэтому аморальные священники не имели, по его мнению, никакого отношения к церкви Христовой, а были безбожниками. Гус писал так: «Пусть же стыдятся ученики антихриста, которые, живя противоположно тому, чему учил Христос, считают себя величайшими и высочайшими в святой Божьей церкви. Они, развращенные мирскими жадностью и высокомерием, прилюдно называемы главой и телом святой церкви. Однако в соответствии с Евангелием Христа их место – ниже всех».
В теологии Гуса элементы традиционного католического учения сочетались с евангелическими идеями. Гус делал акцент на вере в Иисуса Христа, что выражалось в индивидуальной ответственности каждого верующего перед Богом. Реформатор считал, что только Христос может очистить от греха, и верил в наступление Судного дня. Гус также верил, что проповедь Слова Божьего способствует духовному и нравственному очищению.
Еще для реформатора было важным, чтобы его соотечественники могли читать Библию на понятном языке. Поэтому он усовершенствовал перевод Священного Писания на чешский язык. Гус стремился восстановить библейское учение о Церкви, где в центре находится Христос, с которого всем верующим нужно брать пример.
Смерть Яна Гуса не остановила его последователей. Для чехов Гус стал не только духовным лидером, но и борцом за национальные идеалы. После смерти Гуса сторонники реформатора объединились вокруг нового лидера. Так появились гуситы, во главе которых оказался Ян Жижка – бывший телохранитель королевы Виктории, посещавший когда-то служения Гуса. Противостояние католиков с гуситами иногда выливалось в кровопролития.
Через какое-то время внутри гуситов образовались различные направления. Особенно важным здесь является движение Моравских братьев. Через них свет истины Божьей повлиял на Джона Уэсли. Безусловно, нельзя отрицать влияние Яна Гуса на Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Это влияние было как богословским, так и реформаторским. Ян Гус олицетворял собой пример борьбы с неправильными доктринами и аморальностью церкви. Он показал, что есть идеалы, за которые следует бороться.
Влияние Яна Гуса
Ян Гус повлиял не только на свое поколение, но и на последующую историю церкви. Причем это влияние было огромным. С одной стороны, Гус не был первопроходцем и во многом опирался на идеи Уиклифа. Безусловно, здесь не было идентичности, поскольку чешский реформатор высказывал свои взгляды. Но опыт протеста против злоупотреблений католицизма был взят от Уиклифа.
С другой стороны – история Гуса показывает, что путь несогласия с официальной церковью, который предложил его английский предшественник, достаточно серьезен. Это то, что может происходить в последующих веках. Можно было осудить этих людей и их учение, но нельзя было искоренить то пламя истины и искреннего желания служить Богу, которое они передавали другим.
Некоторые биографы утверждают, что каждую свою проповедь Гус заканчивал словами, на которых он всегда настаивал и которые являются самым известным его изречением: «Истина все побеждает». Скорее всего, данный факт является некоторым преувеличением. Но всепобеждающая способность истины никаких сомнений не вызывает. Именно истина в конечном итоге одерживает победу.
Противники Гуса сожгли его на костре. На голос чешского реформатора продолжил звучать через произведения, которые он написал, через слова его последователей, через историю церкви и чешского народа. Получилось так, что Гус принял от Уиклифа реформаторскую эстафету, которую в XVI веке подхватил Мартин Лютер.
Выступив в 1412 году против продажи индульгенций, Гус вдохновил Лютера, который спустя 105 лет сделал то же самое. Отличия заключались в некотором контексте, но смысл был практически одинаков.
Отдельных слов заслуживает тезис Гуса о том, что не нужно подчиняться недостойным священникам. Это утверждение достаточно дискуссионное, поскольку его нужно понимать с учетом контекста. Главным здесь является не вопрос послушания человеку, а вопрос послушания Богу.
При неверном понимании человек может превратиться в бунтовщика, которому оказались неугодны все пасторы. Нужно учитывать то время, в которое жил Ян Гус и ту степень разложения, которая была присуща церкви того времени.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии
Для финансовой поддержки канала
Кошелек Юмани – 410011263781514
Карта Сбербанка – 5469400982277308