(The Vault, он же Way Down, 2021, Испания)
Представьте себе, что ваша молодость удалась!
Вы окончили инженерно-технический университет с красным дипломом. Более того, зарекомендовали себя на первой практике, как талантливый, нестандартно мыслящий знаток своего дела. Вам даже не надо бегать искать работу, ведь наниматели сами толпятся у вашей двери с контрактами один другого заманчивее.
Воистину, от столь сияющих перспектив дальнейшей карьеры и заработков голова может пойти кругом...
...У кого угодно, но только не у вас!
Поэтому вы отклоняете все предложения, кроме одного. Того, которое пришло вам анонимно по СМС и не обещает ничего конкретного. Нечто вроде пресловутого "Следуй за белым кроликом", а кто его отправил и зачем он добивается встречи с вами - большой-большой секрет.
Впрочем, скоро всё выясняется - и зачем, спрашивается, нужна была эта конспиративная прелюдия? И вот ваш новый знакомый, профессиональный кладоискатель, предлагает вам... нет, не помочь ему в его промысле вашей инженерной смекалкой. Или, вернее, смекалка-то ваша ему нужна, но для иной цели: ограбить главный офис Госбанка соседней страны! О чем вам говорят открытым текстом буквально в первой беседе за столиком уличного кафе.
- Не-не-не, дядя, ты уж извини, - скажет кто угодно на вашем месте. - В дилемме, кем мне стать - крутым и богатым законопослушным гражданином или хилым зеком, тянущим нехилый срок, - я выберу самый очевидный и популярный вариант!
Однако, напомню, что главный герой фильма Том не "кто угодно", а мальчик с большими причудами.
- Ой, как здорово! - радостно заплясал он в ответ на столь интригующее предложение. - С детства мечтал ограбить банк с риском провести затем полжизни в тюряге! Конечно, я согласен! Когда начинаем?..
Вот с такого феерического абсурда начинается эта история. И далее градус воровской р-р-р-романтики и банальной глупости в ней будет только нарастать.
А всё потому что однажды у морского кладоискателя, капитана Уолтера (Лиам Каннингэм) испанская таможня отобрала честно выловленный из моря клад. Ну или как - "клад". Было в том сундучке всего три монеты, но принадлежали они когда-то аж самому капитану Фрэнсису Дрейку.
Причем монеты не просто звенели в кармане его кителя. Дрейк выгравировал на них географические координаты, по которым можно было найти... правильно - сундук с другим кладом! Но поскольку таможня, увы, не дала на это добро и конфисковала находки, у Уолтера не осталось иного выхода, кроме как выкрасть их из главного хранилища Банка Испании, где их временно спрятали.
Только и всего. Делов-то!
Зачем Уолтеру понадобился инженер-пацанчик Том?
Да уж не сейфы дрелью сверлить, будьте уверены. Проблема в том, что хранилище в Банке Испании создали большие фантазёры. Вместо того, чтобы тупо вырыть бункер с многометровой толщины бетонными стенами и стотонной дверью, они отгрохали нечто вроде тех коварных храмов-с-секретами, которые регулярно штурмует Индиана Джонс.
Да-да, в 2010 году прямо в центре Мадрида у испанцев стояла замаскированная под банк цитадель с ловушкой для умерщвления грабителей. Вот эту ловушку и должен был обойти гениальный механик Том ради буквально трёх "копеек", даром что их поцарапал гвоздём сам легендарный капитан Дрейк.
***
В общем, глупо, но зато чертовски забавно и суматошно. Нечто в духе "Иллюзии обмана" или "Сокровища нации" с их гиперболами и оттопыренными ушами, за которые в "Гениальном ограблении" тоже притянуто всё, что только можно. Вплоть до отсутствующей у главного героя мотивации лезть на рожон, да ещё ради совершенно незнакомых ему людей.
Однако, беря во внимание, как мало снимается нынче именно такого, лёгкого авантюрно-приключенческого кино, ругать эту картину за бурлёж её фантазий и дуракаваляние не больно-то охота. Всё равно тем же восторженным поклонникам "Иллюзии обмана" на логику начхать. Они любят героев подобных историй за их мимишность, а сами истории - за романтизм и циркачество, ну а этих вкусняшек в "Гениальном ограблении" тоже предостаточно.