Изменения в постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (Закон № 44-ФЗ)
В 2021 году постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616), определяющее запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ, претерпело и еще будет претерпевать изменения. Так, с 06.01.2021 вступило в силу постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2407, которым был скорректирован перечень исключений, когда Постановление № 616 не применяется. Теперь Постановление № 616 может не применяться не только силовыми структурами, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации, а также Управлением делами Президента Российской Федерации, но и подведомственными им организациями в случаях, указанных в пп. «д.» п. 3. Помимо этого, сфера действия исключения, предусмотренного пп. «е» п. 3 Постановления № 616, расширена принятыми изменениями и теперь распространяется также на случаи закупки товаров для проведения оперативно-поисковых мероприятий МВД России.
Вместе с тем, в рамках настоящей статьи автор хотел бы обратить внимание читателя не на эти изменения, а на переходную норму, предусмотренную пунктом 10(1), которая утрачивает силу с 01.06.2021. Данная норма была введена в Постановление № 616 постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1178, предусматривающим ограниченный срок ее действия.
Согласно п. 10 (1) Постановления № 616 в случае, если заказчиком для нужд обороны и безопасности государства закупаются промышленные товары, не вошедшие в перечень, утвержденный таким постановлением, то участниками закупки в качестве документа, подтверждающего страну происхождения предлагаемых к поставке товаров, предоставляется декларация, а не выписка из реестра российской промышленной продукции, реестра евразийской промышленной продукции. Когда указанная норма утратит силу, Постановление № 616 будет устанавливать единое требование о подтверждении страны: включение в состав заявки выписки из соответствующего реестра. Указанное требование не всегда просто исполнить при закупке промышленных товаров, включённый в перечень, утвержденный постановлением, и тем более его сложно будет исполнить в отношении иных товаров. Вероятны ситуации, когда заказчик будет вынужден закупать промышленные товары иностранного производства ввиду отсутствия сведений об аналогичных товарах в реестрах российской (евразийской) промышленной продукции. Однако если по промышленным товарам, включенным в перечень, отступление от применения запрета можно осуществить на основании разрешения Минпромторга России, то по остальным товарам подтверждение отсутствия производства на территории Российской Федерации осуществляется заказчиком самостоятельно (см. пп. «а» п. 3 Постановления № 616).
С одной стороны, это проще, чем получать заключение Минпромторга России, но, с другой стороны, заказчик на себя берет ответственность за такое подтверждение, т.к. алгоритм действий заказчика по подтверждению отсутствия производства на территории Российской Федерации законодательством не определен. В связи с изложенным, автор рекомендует закупки товаров, не вошедших в перечень, максимально разместить до 01.06.2021, а после ждать разъяснений Минпромторга России по данному вопросу.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 3 (79), март 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: