Найти тему
Морошкин чай

Кудемская узкоколейка - одна из красивейших железных дорог мира. Прогуляемся по ней?

В 2010 году Кудемская узкоколейная железная дорога вошла в десятку самых красивых железных дорог мира по версии журнала Форбс. Это присказка. А сказкой эти километры пути, через царство болот и озёр, через сосновый лес, поляны багульника и пушицы, через терпкий хвойный аромат и пение птиц, были для меня с самого детства.

Мой папа очень не любил дачные автобусы и в любой непонятной ситуации мы шагали пешком, лесными тропами и по железной дороге. Я совсем не боялась, ведь папа был большой и сильный, у него в кармане всегда лежало печенье, чтоб задобрить бродячих собак, а в кузове - бутерброды с маслом и чай, чтоб перекусить в дороге. По пути мы встречали зайцев, белок и мышей, и это приводило меня в невероятный восторг, каждый поход был сказочным приключением.

-2

Когда я стала постарше, мама брала меня с собой за грибами и ягодами, мы выходили рано утром на узкоколейку и шли вдоль путей, а когда между деревьев переставали мелькать избушки и бани, уходили вглубь леса. Маме ничего не стоило тормознуть дежурку, и тогда она помогала мне маленькой залезть в кабину машиниста и мы ехали до нужного места под мерный стук колёс, а сосны склонялись так низко, что задевали стекло ветвями. Ещё можно было поймать дрезину с охотниками и рыбаками, и попросить подвезти. Кстати, звук бегущей по рельсам дежурки и дрезины отличаются, и иногда мы играли в угадайку «что едет» на щелбаны. Но мама, конечно, поддавалась, хоть и знала расписание дежурки) Мама не очень хорошо умеет пользоваться компасом, однажды дед с братом дали ей импортный компас и высадили в лесу, а сами уехали на Белое озеро. Мама думала, что W - это восток, а S - это север и сильно заблудилась. Поэтому ходили мы с ней, ориентируясь исключительно на её природную интуицию.

-3

«И ведь правда, ничего не боялась», думаю теперь взрослая я, кидая печеньки лающим на меня собакам, пока добираюсь через прилегающие дачные кооперативы к знакомой с детства железной дороге, которая по сей день для меня место силы и вдохновения.

-4

Ключевая станция Кудемской узкоколейной железной дороги в настоящее время - станция Белое озеро, в посёлке Белое озеро, на берегу Белого озера:) Там же сейчас находится депо, диспетчерская и стихийный «музей» раритетной железнодорожной техники.

-5

Но сначала, ещё задолго до всего этого, была Кудьма. Слово «Кудьма» складывается из финно-угорского слова «кудо» - дом и частицы «ма» - земля, край. В вепсском языке слово «kodima» означает буквально «родная земля».

-6

На берегу живописного Кудьмозера расположилась деревня Большая Кудьма, которая состоит из трёх деревень: Таборы, Волость и Лахта, и откуда ещё в довоенные годы люди отправились строить рабочий посёлок Судострой, ставший в 1938 году городом Молотовском, в 1957 году переименованный в Северодвинск.

-7

В Кудьмозере берёт своё начало извилистая речка Кудьма, бежит, причудливо петляя среди лесов, и впадает в залив Параниха, Двинской губы Белого моря. В устье реки Кудьмы когда-то располагалась деревня Малая Кудьма, которую сейчас полностью поглотил город, оставив на память одноимённую улицу почти на окраине. Там же, где в Белое море впадает речка Кудьма, находилась одноимённая станция ширококолейной ветки Северодвинск - Нёнокса, которая и стала отправной точкой узкоколейной железной дороги, получившей название «Кудемская».

-8

В послевоенные годы под Северодвинском начались обширные лесозаготовки, и от железнодорожной станции Кудьма, где была организована перевалка древесины, через сосновые леса, вдоль болот и озёр потянулись стальные рельсы. Узкоколейка бежала мимо деревни Большая Кудьма, мимо посёлка Пихталы, порой так близко к домам, что и сейчас иногда кажется, что состав едет прямо через деревенские дворы и огороды. В 1949 году на 33 километре дороги появился посёлок Белое озеро, далее узкоколейка пересекла речки Белую и Урзугу, и за ними в 1968 году на 50 километрах был основан посёлок Палозеро. Безымянные болота, оказавшиеся на пути магистрали, получили названия «болото 50-й километр» и «болото 53-й километр», а самые дальние усы Кудемской узкоколейки теряются к 70 километрам. Мама рассказывала, что ещё дальше, за Белым озером и Палозером, была Белая деревня, где жили монахи, но я не смогла найти про это информации.

-9

Узкоколейные железные дороги (ширина колеи 750 мм) часто использовались в лесной промышленности: в отличие от широкой колеи, они не требовали большой и длительной подготовки для строительства путей, и благодаря этому и сейчас создаётся впечатление, будто состав продирается сквозь лесную чащу.

-10

До 90-х годов в хозяйстве Кудемской УЖД было около 20 тепловозов, ежедневно вывозивших сцепы с лесом, на всём протяжении узкоколейки вырастали новые усы на делянки, затем разбирались и перекладывались. Первоначально дорога относилась к Северодвинскому леспромхозу, в посёлке Белое озеро находился Кудемский лесопункт. В 90-е годы леспромхоз назывался Урзугским, по названию реки Большая Урзуга и принадлежал АО «Урзугалес».

-11

В 1995 году развалился Урзугский леспромхоз и вся эта отлаженная лесозаготовительная система перестала работать. Закрыли станцию Кудьма, перевалочные постройки на станции были разобраны, как и железная дорога до станции Водогон. Кудемской узкоколейке повезло гораздо больше, чем многим другим промышленным УЖД, демонтированным за ненадобностью после ликвидации предприятий. Город взял узкоколейку под свою опеку и сейчас от станции Водогон до станции Белое озеро курсирует пассажирский состав: один старенький вагончик, один новенький, и две открытые деревянные платформы, возглавляет всё это тепловоз ТУ8. Железнодорожные пути от Белого озера до Палозера и дальше в настоящее время признаны непригодными, лесозаготовительный посёлок Палозеро считается расселённым, но дорогу не разобрали и люди добираются туда на самодельных мотодрезинах. Мост через реку Урзуга находится в плохом состоянии и тяжелый состав врят ли выдержит, а вот дрезины проезжают через него с лёгкостью.

-12

В двухтысячные годы находилось немало желающих купить имущество обанкротившегося АО «Урзугалес», чтобы основную часть этого имущества - железнодорожные пути разобрать на металлолом. Но Кудемская узкоколейка сохранилась во многом благодаря администрации города, обеспечившей финансирование единственной дороге, соединяющей отдаленный лесной посёлок Белое озеро с городом. Сейчас по Кудемской узкоколейке ездят, в основном, дачники, грибники, рыбаки и охотники, которых порой собирается столько, что поговаривают, если состав вдруг сходит с рельс, люди выходят, ставят его обратно на пути, и едут дальше)