Как с пользой организовать весенние каникулы.
Настала пора отдыха от затянувшейся третьей четверти учебного года и длинных зимних ночей. Главное - дать детям как можно больше времени побывать на свежем воздухе. Возникает прекрасная возможность заботу о здоровье ребенка сочетать с расширением его кругозора о природе. Открыть то новое, что сближает нас с ней. То, что для нас является привычным, устоявшим - для ребенка новый мир. Способность восхищаться полетом первой весенней бабочки, подснежником, призывно выглядывающим из под снежной шапки, светло синим, без облачков небом - доставить радость не только детям, но возвратит нас в счастливое детство. Экскурсии в лес, городской парк, пешие прогулки к рекам и озерам помогут им самим дойти до понимания волшебства природы. Попытаюсь упростить задачу организации восприятия, выделив наиболее рельефные признаки обновления природы.
Каникулы совпадают с началом "нового года" лесных обитателей. Пробуждается от спячки природа. Народные приметы связывают приход весны с прилетом птиц. В умеренной полосе это грачи, на юге - ласточки, удод. В тундру весну "приносит" ворона. 7 апреля празднуют "День ворона" (Уорнга - яле). Высоко на дереве, в гнезде, покрытой снежной шапкой, высиживает яйцо ворона - самка. Прямо на снегу, в теплых шубках, появились на свет зайчата. Беляк и белая куропатка оделись в весенний серый наряд - так легче им остерегаться врагов. Богат весенними событиями и город. Здесь кошачьи "концерты" чередуются с жалобами птиц на беспокойных соседей. Порою можно стать свидетелем настоящей битвы за жилье. Вернувшиеся домой скворцы нашли в своих домах новых жильцов - воробьев. Они не намерены добровольно расстаться с легко доставшей квартиркой. Но сила на стороне скворцов и битва заканчивается изгнанием "захватчиков". В городские парки и сельские улицы врывается звонкая соловьиная трель. С раннего утра, поднимаясь все выше и выше, он поет гимны возрождающей природе. В дальнем углу парка небольшие стайки зяблик-самцов. Они прилетели первыми и теперь ждут "второй половины." Интересным и познавательным будет для детей рассказ о глухарином и тетеревином токах. Во главе с тетерев-косачом, птицы разыгрывают красочное представление, превращая лесную поляну в театр.
После пеших походов, практические дела закрепят наблюдения в природе. Таковыми могут быт: посадка деревьев, изготовление скворечников, кормушек, разбивка "грядки" на подоконнике.
Целевая деятельность является наиболее успешной. Перед походом на природу полезно ознакомить детей с вопросами, на которые они вместе со взрослыми поищут ответы. Они могут быть самыми разнообразными, так как их содержание зависит от места, времени, возраста участников. Возьму на себя смелость порекомендовать примерный перечень:
- Почему грязный снег тает быстрее, чем чистый?
- Почему запрещена охота весной?
- Какой у нас самый маленький зверь?
- Как отличить травоядных птиц от хищных?
- Назовите первые весенние цветы.
- Какие два дня года день равен ночи?
- Почему галки и скворцы катаются верхом на домашних животных?
- Всех кормлю, а сам не ем.
Почему нашим детям так необходимо общение с природой? Не буду вас утомлять рассказом о причинах экологической катастрофы. Но на поверхности то, что чем больше человек отделяется от природы тем глубже он вязнет в проблемах. Природа делает человека добрее, заботливее, способным жить по принципу "не навреди." Мы столь глубоком долгу перед ней. Может быть, воспитав детей умеющих не только брать, но и отдавать, удастся вернуть хоть маленькую его часть?
Как вы планируете организовать отдых детей в выходные дни?