За свою жизнь мама не была в санатории или на курорте никогда. А тут,
зимой 1969 года ей выдали путевку в Чарыше от учительского профсоюза на наш алтайский курорт курорт в «Белокуриху».
Она долго сомневалась, раздумывала, хотела даже отказаться, но мы её все-таки переубедили.
Перед отъездом мама провела самую тщательную ревизию своей одежды. А одежды у неё всегда было, прямо скажем, мало. Семья была все время большая. Дети учились, Галя уже закончила сельхозинститут и жила отдельно со своей семьей в Прокопьевске, Кемеровской области и иногда даже помогала маме вещами: то платье пришлет, то сошьет что-то, то какой-нибудь трикотажный жакет передаст.
Вот мама перед поездкой что-то из своих вещей переделала, что-то подштопала, погладила, почистила и собрала, наконец свою сумочку небольшую. Вообще-то гардероб у неё был всегда ограниченный, но очень тщательно подобранный — учительница ведь!
Но особое беспокойство у мамы вызывала обувь. Что уж говорить, с обувью всегда проблемы были и остаются еще у многих. Ну, а в те годы её просто невозможно было приобрести по ноге, а уж сшить где-то у мастеров в Чарыше и вообще было недосягаемой мечтой! Так что сапог хороших у мамы просто не было. Поэтому особое внимание мама и уделила своим валенкам. Были они не новые и подошвы у них кое-где уже поистончились. Но это ничего! Мама всегда была оптимисткой. Она взяла шило, толстую суровую нитку, заплатки нарезала от наших старых пимиков и всё, что нужно в своих валенках аккуратно подтянула.
Валенки нам она всегда подшивала сама, а вот отец так и не смог так ловко, как она это делать. Она его учила и он на валенках больших размеров, где удобнее было со специальным крючконосым шилом орудовать, все же себе подшивал валенки.
А вот маму еще в войну научил этому ремеслу усть-тулатинский дед Виссарион. Он был очень мастеровитый и жалел маму: видел, что она молодая вдова с малолетними детьми и никакой работы деревенской не боится. Учил ее и косу отбивать, и плетень городить, и стога метать, вершить, чтобы их не пролило и сено оставалось хорошим до весны.
Но о валенках. Мама в них поехала. Без них вообще в Сибири плохо. А в те годы, когда дорога из Чарыша до Алейска была очень долгая, а автобусы фактически не отапливались, то валенки были супернеобходимы в дороге. Сапоги, у кого они были, многие просто брали с собой. А у мамы их и не было. Доехала она до Бийска, через Алейск и Барнаул. Сначала из-за валенок она вроде бы стеснялась, а потом, когда уже приехала из Белокурихи, то со смехом о своих "приключениях с валенками"и рассказывала. Так вот. Когда ехали от Бийска да Белокурихи, то поднялся такой буран, а это у нас вообще не редкость (вот и сегодня 18 марта 2021г., сижу, пишу о маме, а за окном в Барнауле буран, лед, минус 15!), что света белого не было видно!
Мама потом и рассказывала, что её соседка по сидению в автобусе (а потом и по комнате в санатории) так замерзла в своих сапожках и модных кожаных перчатках, что хоть оттирай ноги снегом! Потом эта соседка почти целую неделю в санатории простуду лечила. Ну перчатки мама с неё сняла, надела свои варежки вязаные, ну а вот ноги…, это уж никак не смогла помочь!
Мама и смеялась потом над своими сомнениями весело так: « А я в валенках - как кум королю, как на полкЕ в парилке! Да и потом они у меня очень даже смотрелись! Мы и на прогулки везде ходили, а морозец там все же был. Правда, не все удачно с процедурами. Родон мне нельзя было принимать по медицинским показаниям, но другие процедуры принимала». Горы там красивые и гуляли они много.
Мама была очень довольна поездкой. Наверное первый раз в жизни она все же увидела, вернее почувствовала, как это бывает: не нужно утром бежать доить-поить хозяйство, растопив заранее печь и, прибежав, что-то успеть сварить детям и семье до школы, да много еще чего…
Ну, а уже на пенсии мама ездила весной в санаторий «Сосновый бор» под Барнулом. Тоже понравилось.