Оскар (кинопремия)
Премия Американской академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy Awards, буквально — «премия Академии»), с 1940-х годов известная как «О́скар» (англ. Oscar), — американская кинопремия, созданная в 1929 году и традиционно вручаемая деятелям киноискусства за их вклад в создание кинофильмов. Церемония награждения проводится ежегодно в Лос-Анджелесе, в театре «Долби»
Награда, задуманная главой американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» Луисом Бартом Майером в 1929 году для поощрения деятелей кино, внёсших значительный вклад в кинематограф США и его развитие, является одной из старейших регулярных и ныне действующих кинопремий в мире.
Правила её вручения и принципы голосования неоднократно изменялись. Регламент выбора победителей не раз подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции — невзирая на это, «Оскар» остаётся самой значительной и престижной кинопремией на планете.
«Получение премии „Оскар“ считается высшим достижением в мире кино, воплощением профессионального успеха».
История создания
Идея создания первой киноакадемии США появилась у могущественного главы компании Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Б. Майера в ноябре 1926 года. Основной причиной основания Академии стало объединение в союз всей киноиндустрии Америки, когда девять ключевых кинокомпаний страны и пять союзов подписали «Базовое соглашение киностудий». Однако это соглашение относилось только к техническим работникам, а креативные группы, режиссёры, сценаристы и актёры всё ещё соблюдали условия стандартных контрактов.
Незадолго до того, как монтажёры, композиторы, художники-постановщики и прочие работники кино основали собственные гильдии, Майер решил вступить в дело и в декабре 1926 года встретился с тремя лидерами отрасли: актёром Конрадом Найджелом, режиссёром Фредом Нибло и главой Ассоциации кинопродюсеров США Фредом Битсоном[6]. Все они задумали разработку организации, которая выступала бы посредником в различных трудовых конфликтах и улучшала реноме Голливуда во всём мире путём помощи офису Хейса в контроле спорного контента на киноэкране.
При поддержке коллег Майер назначил самого себя главой комитета по отбору членов будущей организации. 11 января 1927 года он пригласил 36 лидеров отрасли на официальное собрание в отеле «Амбассадор[en]». Майер предложил назвать Академию «Международной», а в её состав утверждать только тех, кто сделал выдающийся вклад в искусство и науку кинопроизводств. Тем не менее его адвокаты посоветовали убрать слово «Международная» из названия ассоциации. Вскоре Академия стала официально именоваться «Академией кинематографических искусств и наук»
4 мая 1927 года Академия стала легальной корпорацией. Произошло это, когда правительство штата Калифорния предоставило ей некоммерческий статус. Тогда же тридцать шесть её членов избрали первых должностных лиц: актёр Дуглас Фэрбенкс стал президентом, а сценарист Фрэнк Вудс[en] — секретарём. За счёт собственной киностудии Майер созвал 300 человек на банкет, организованный в отеле «Билтмор[en]». Там Фэрбенкс произнёс длительную речь, в ходе которой подчеркнул, что киноэкран и все зрители находятся под огромным и тревожным облаком цензуры и презрения.
«Награды за заслуги»
Между тем шла подготовка к первой церемонии награждения «Наградами за заслуги» (англ. Merit Awards). Фэрбенкс заострил внимание членов Академии на том, что эта премия будет высочайшим достижением из тех, которых только можно достичь в кинопрофессии. В июле 1928 года комитет «Отличительных наград» предложил следующую систему голосования:
1. Каждый член будет голосовать в той номинации, к которой имеет отношение по долгу службы (актёр — в мужской и женской роли, режиссёр — в режиссёрской работе).
2. Коллегия судей из каждого профессионального отдела подсчитает голоса.
3. И, наконец, центральный совет судей с одним человеком от каждого профессионального отдела выберет победителей.
Сразу же возникли споры по поводу того, какого рода фильмы должны быть отмечены. Первым скандальным решением Академии было выдвинуть в нескольких номинациях одну из первых звуковых лент в мире, премьера которой произвела эффект разорвавшейся бомбы — «Певец джаза». На тот момент существовало две самые престижные категории, ни в одной из которых «Певец джаза» не мог быть номинированным: «Лучшее производство» («наиболее выдающейся кинокартине, объединившей все лучшие элементы») и «Уникальное художественное исполнение» («лучшей продюсерской компании или отдельному продюсеру»).
15 февраля 1929 года, накануне первой церемонии вручения, центральный совет судей заседал всю ночь. В конце концов, они решили наградить статуэткой за уникальное художественное исполнение драму Кинга Видора «Толпа». Однако Луис Майер был категорически против ввиду слишком мрачного тона фильма. Кроме того, он боялся обвинений в фаворитизме, так как созданием «Толпы» занималась его MGM. Он же предложил наградить картину Фридриха Мурнау (на тот момент уважаемого в Голливуде режиссёра) «Восход солнца». Судьи прислушались к Майеру и уже на следующий день, в специальном бюллетене, выпускаемом Академией, были опубликованы результаты голосования.
Голосование и Номинирование
Американская киноакадемия состоит, по данным на начало 2018 года, из более чем 7000 членов с правом голоса, разделённых по 17 различным гильдиям. Самой многочисленной гильдией является актёрская (1311 голосующих участников). Каждая гильдия голосует по своей категории (актёры выбирают лучшую актрису, лучшего актёра, лучшую актрису второго плана, лучшего актёра второго плана и т. д.). Специальные группы голосования вне Киноакадемии создаются для выбора номинантов и победителей в категориях «лучший документальный фильм», «лучший фильм на иностранном языке», «лучший грим», «лучшие короткометражные фильмы», «лучший монтаж звука» и «лучшие специальные эффекты».
Все члены Киноакадемии голосуют только по одной категории — «лучшая картина».
Официальное название Премия академии за заслуги (англ. Academy Awards of merit). Премия отмечает выдающиеся заслуги и вклад в искусство за создание фильмов, находившихся в кинопрокате календарного года, за который вручается премия, согласно правилам в указанных номинациях. Согласно правилам, премию могут получить фильмы, находившиеся в кинопрокате на территории округа Лос-Анджелес не менее семи дней подряд в календарный год, за который вручается премия. Например, 80-я церемония вручения премии проводилась в 2008 году и в качестве номинантов премии могли рассматриваться картины, бывшие в прокате с 1 января по 31 декабря 2007 года.
Номинантами могут стать картины длительностью не менее 40 минут (кроме случая короткометражных картин), снятые в следующих форматах:
на 35 мм или 70 мм плёнку;
24 / 48 кадров в секунду с прогрессивной развёрткой с разрешением не менее 2048x1080, соответствующих стандарту ST 428-1:2006 D-Cinema Distribution Master.
Церемонии награждения
Основная статья: Список церемоний награждения премии «Оскар»
Первое награждение состоялось в 1929 году на закрытом банкете Академии в отеле «Рузвельт» в Лос-Анджелесе. В 1930 году состоялась первая радиотрансляция церемонии, а в 1953 — первая телевизионная трансляция. Начиная с 2002 года церемония проводится в театре «Долби» (до 2012 года носил название «Кодак»). Около 70 лет подряд церемония проводилась в конце марта—начале апреля. Однако, начиная с 2004 года, совет Академии сдвинул церемонию на конец февраля—начало марта, решив, что такое расписание в лучшей мере сохраняет интерес к церемонии среди других кинематографических премий и фестивалей.
Красная дорожка носит церемониальный характер, здесь проходит дефиле кинозвёзд, приглашённых на церемонию, и демонстрирующих драгоценности и наряды «от-кутюр». Её длина — около 150 метров, ширина — около 10. Она состоит из нескольких рулонов, каждый весом 135 кг, а её общий вес — пять тонн. Ковёр доставляется к кинотеатру за четыре дня до церемонии на двух больших грузовиках. Чтобы расстелить дорожку, соединить между собой её части, скрыть стыки и разровнять, требуются 21 человек и два дня работы. Сразу после окончания церемонии дорожку начинают убирать — на это уходит всего 4 часа. В другое время года в пик туристического сезона на несколько дней перед кинотеатром расстилается дублёр Красной дорожки, куда разрешается проходить для фотографирования. Эту вольность в Лос-Анджелесе стали допускать, следуя примеру устроителей Каннского фестиваля.
Большие статуи «Оскара» высотой от 2,5 до 8 метров и весом до 550 килограммов, устанавливаемые вдоль красной ковровой дорожки, делаются из стекловолокна, облицованного тонкими листами алюминия и покрытого специальной жёлтой краской, которая лучше смотрится в свете софитов, чем золотая