Давным давно в интернете я скачал несколько фотографий пары "Мессершмиттов-109", которые трофейная команда на оленьих упряжках тащит с места их аварийной посадки.
Три фотографии были подписаны так: Bf 109 G-2 () W.Nr. unknown Gelbe 4, 9.JG 5, Murmashi region, the river Tuloma, Winter 1942-1943 (Мессершмитт-109Г, W.Nr. неизвестен, "желтая 4" из 9./JG 5, район Мурмашей, река Тулома,зима 1942 - 1943)
Еще две фотографии из этой же серии были подписаны вот так: Bf 109 G-2 either Weisse 12, 4.JG 5 or Gelbe 4, 9.JG 5, Murmashi region, the river Tuloma, Winter 1943 (Мессершмитт-109Г-2, "белая 12" из 4./JG 5 или "желтая 4" из 9./JG 5, район Мурмашей, река Тулома,зима 1943).
Эти фотографии лежали у меня на жестком диске и я не обращал на них внимания, пока не прочитал статью историка Юрия Валентиновича Рыбина "Сбить легче, чем доказать?", опубликованной в "Мурманском вестнике" 18 июля 2019 года, в в которой описывалась история сбития этих самолетов.
16 января 1944 года было очень тепло для этого времени года на Крайнем Севере - всего три градуса мороза с небольшим ветерком. Низкая облачность. Активных боевых действий со стороны противника можно было не ждать. Тем не менее на посту бдительность не снижали. И когда со стороны территории, занятой противником, послышался шум приближающихся к посту самолетов, все по тревоге с оружием заняли свои боевые места: ефрейтор Тупиков с пулеметом ШКАС, красноармеец Досенко с пистолетом-автоматом ППШ, а ефрейтор Зенков с винтовкой. Старшина Михайлов следил за обстановкой в воздухе и отдавал команды. По характерному звуку работающих моторов - высокому, звенящему - не оставалось сомнений, что летят «мессершмитты». И действительно, не прошло и минуты, как на бреющей высоте показался сначала один Bf-109, а через несколько мгновений и второй.
Первый шел прямо по курсу на пост, другой - чуть в стороне слева за ним. Вносовцы по команде открыли огонь по первому вражескому истребителю, а потом перенесли его на второй. «Мессеры», проскочив негостеприимный пост, сразу же начали разворачиваться в обратную сторону. При этом было заметно, что дымный след от самолетов стал намного гуще. После того как вражеские истребители скрылись из виду, резко оборвался и звук работающих двигателей. Сомнений не было: немцы совершили вынужденную посадку на озеро.
В статье, в числе прочего, была указана дата сбития, и данные погибших немецких летчиков. Поэтому я решил попробовать разобраться, что к чему, и выяснилось следующее:
- Самолеты были действительно модификации Г ("Густав"), только не Г-2, а Г-6 (Bf 109G-6);
- Цифры "4" и "12" на бортах были белыми, а не желтыми;
- Обе машины принадлежали седьмому штаффелю 7./JG 5, а не четвертому или девятому;
- Это была зима 1944 года, а не 1942-1943;
- Ну и напоследок - известны заводские номера этих машин W.Nr. 410060 ("белая 4") и W.Nr. 15801 ("белая 12").
Поэтому, более правильная подпись ко всем фотографиям должна быть примерно такой: Bf 109G-6 из состава 7./JG 5 "белая 4" (W.Nr. 410060, Lt. Karl-Heinz Vogel) и "белая 12" (W.Nr. 15801, Gfr. Horst Bergmann), зима 1944 года. Летчики погибли.
Источник информации: форум "Летчикам - защитникам Советского Заполярья - посвящается!"