Найти тему

Таможенная экспертиза при прохождении таможенного контроля

Оглавление

Таможенная экспертиза представляет собой комплекс исследований, целью которых является установление качества товара, его безопасности, происхождения, а также соответствия определенным стандартам и нормам.

Независимая таможенная экспертиза позволяет установить факт сомнительной декларации и обеспечивает корректные таможенные платежи (взимание и начисление).

Таможенная экспертиза товаров включает в себя расширенное исследование не только состояния товаров, но и сопровождающих документов, что направлено на истинное установление потребительских свойств товаров. В перечень мероприятий, осуществляемых во время проведения таможенной экспертизы, входят специальные исследования и опыты, которые проводят эксперты на основании взятых предварительно проб или материализованных источников информации.

Независимая таможенная экспертиза включает в себя:

идентификационную экспертизу
определение страны происхождения товара
определение кодов ТН ВЭД
экспертиза товаров двойного назначения

Когда нужна таможенная экспертиза

Независимая таможенная экспертиза проводится в следующих случаях:

если необходимо определить истинные физические и химические свойства товара, что помогает правильно идентифицировать продукцию согласно ТНВЭД;
если необходимо определить среднерыночную цену товара (осуществляется при проведении таможенной экспертизы мебели, одежды, обуви, оборудования и других видов товаров);
если необходимо определить истинного производителя продукции (имеет немаловажное значение при осуществлении таможенной экспертизы мебели, одежды, обуви, бытовой техники и оборудования);
если необходимо идентифицировать предметы искусства и предметы, имеющие художественную или историческую ценность;
если необходимо идентифицировать запрещенные, наркотические и психотропные вещества (особенно важна при таможенной экспертизе продовольственных товаров и медикаментов);
если необходимо определить соответствие товаров таможенной декларации;
если необходимо определить соответствие товара нормам безопасности;
если необходимо определить качество товара.

-2

Таможенная экспертиза является разновидностью внесудебной экспертизы. Это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Таможенные экспертизы не представляют самостоятельный вид экспертиз. «Таможенная экспертиза» — это понятие собирательное, объединяющее экспертизы разных родов и видов, проводимых в целях разрешения вопросов, возникающих при совершении таможенных операций (экономические, химические, криминалистические и др.), для каждого из которых характерны свои методы и методики исследования.

Специфичность таможенной экспертизы определяется и тем, что вопросы, связанные с решением основных таможенных задач (контроль достоверности заявленного кода товара ТН ВЭД ТС, таможенной стоимости, страны происхождения и пр.), практически никогда не ставятся перед экспертами Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации. Вопросы для решения названных задач адресуются таможенной экспертизе. В свою очередь, многие виды экспертиз, которые традиционно выполняются в экспертных подразделениях Минюста России и МВД России, проводятся и экспертами ЦЭКТУ ФТС России (например, криминалистические и др.).

Давая определение «таможенной экспертизе» как организации и проведению исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами, законодатель тем самым предоставляет право на её проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам. Вместе с тем следует отметить, что ст. 138 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливается приоритетное право производства таможенной экспертизы таможенными экспертами. Таможенный эксперт – это должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. В данном случае речь идет о специализированном таможенном органе, наделенном правом производства таможенной экспертизы. Таможенными органами государств-участников Таможенного союза, проводящими таможенную экспертизу, определены: для Республики Беларусь — таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу; для Республики Казахстан — Центральная таможенная лаборатория; для Российской Федерации — Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление Федеральной таможенной службы России (ЦЭКТУ ФТС России).

Профессиональная подготовка таможенных экспертов в России и их аттестация на право самостоятельного проведения экспертизы осуществляется Федеральной таможенной службой в нормативно-установленном порядке. Вопросы подготовки и аттестации иных экспертов на право проведения таможенной экспертизы в настоящее время урегулированы недостаточно. В целях обеспечения стабильности и результативности таможенных экспертиз целесообразным представляется рассмотрение возможности создания при ФТС России системы подтверждения компетентности иных экспертов и уполномоченных экспертных организаций.

-3

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта). Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных
(перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Основные виды «таможенных» экспертиз

Основными видами экспертиз, выполняемыми экспертами ЦЭКТУ ФТС России, в настоящее время являются:

идентификационные, материаловедческие экспертизы, связанные с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ТС по соответствующим областям (продукты животного происхождения, продукты растительного происхождения, табак и табачные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, объекты растительного мира, объекты животного мира, минеральное сырье и удобрения, минеральное топливо, нефть, нефтепродукты и продукты их переработки, машины, механизмы, транспортные части и принадлежности, и т.д.);

экспертизы наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их прекурсоров;

экспертизы товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе по определению признаков отличия товара от оригинальной продукции;

компьютерно-техническая экспертиза, компьютерная (исследование компьютерной информации);

товароведческие экспертизы по определению характеристик товаров и их свободной (рыночной) стоимости (цены) по следующим областям: продовольственные товары; непродовольственные товары; транспортные средства их запасные части и принадлежности; жемчуг культивированный; драгоценные металлические изделия, плакированные драгоценными металлами; драгоценные и полудрагоценные камни; ювелирные изделия; бижутерия; монеты, янтарь и янтарные изделия; бытовая радиоэлектронная аппаратура, оргтехника и компьютерная техника, их части и принадлежности;

экспертизы по идентификации товаров в продуктах переработки, согласованию норм выхода и норм потерь продуктов переработки, товаров с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на и вне таможенной территории Российской Федерации в следующих областях: нефть и нефтепродукты; товары химической и смежных с ней отраслей промышленности; металлические руды, металлический лом, металлы и сплавы; бумага, древесина и изделия из них; кожа и текстиль;

криминалистические традиционные экспертизы: почерковедческая; механоскопическая; трасологическая, баллистическая технико–криминалистическая экспертиза документов; экспертиза запирающих механизмов и сигнальных устройств, и т.д.;

фоноскопическая экспертиза: идентификация лиц по фонограммам устной речи; техническое исследование фонограмм;

дактилоскопическая экспертиза.

-4

Решение о назначении таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме. В решении о назначении таможенной экспертизы указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).

Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. В связи с назначением и проведением таможенной экспертизы этим лицам и их представителям представлены следующие права:

заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта);

знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в случаях:

недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;

ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы;

несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации;

в иных случаях, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств — членов Таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза. В Российской Федерации он может продлеваться с письменного разрешения начальника таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

Итоговым документом проведения таможенной экспертизы является заключение таможенного эксперта (эксперта). Каждая страница заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы, включая приложения, подписывается таможенным экспертом (экспертом), проводившим таможенную экспертизу, и заверяется печатью таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу.

Выводы, об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы, таможенный эксперт обязан включить в заключение эксперта. Эти выводы излагаются в конце заключения.

Материал подготовлен сотрудниками Институт судебных экспертиз и криминалистики

-5