Найти тему
Белая Орхидея

Русские деньги от австрийского художника - больше же некого было пригласить!

Оглавление

Внук Екатерины II Александр I подхватил бабушкин почин по печатанию бумажных денег. Примитивные на вид первые ассигнации было решено заменить на более престижные и "правильные" - чтобы и цветовая гамма, и повышенная степень защиты, и более подходящая бумага.

Новые российские деньги были отпечатаны и складированы в подвалах Ассигнационного банка. А через 16 лет... сожжены, так и не выйдя
в обращение. Процесс замены старых денег оказался затяжным процессом. А резкий взброс новых денег мог плачевно сказаться на не так давно построенной и довольной зыбкой финансовой системе России.

И только в царствование Александра III бумажные деньги в России наконец-то вышли в свет.

Автор памятника Екатерине II в Петербурге и монумента "Тысячелетие России" в Великом Новгороде Михаил Микешин был первым художником, которому сделали заказ по оформлению бумажных банкнот.

Но Микешин переборщил с цветом. Банкноты получились несколько аляповатыми и совершенно не производили впечатление серьёзного документа. И, конечно, автор двух грандиозных российских памятников
не забыл изобразить на купюрах собственные творения.

Работа Михаила Микешина, 1892 г. Источник https://rg.ru/2019/05/13/rodina-dengi.html
Работа Михаила Микешина, 1892 г. Источник https://rg.ru/2019/05/13/rodina-dengi.html

Вопрос выпуска полноценных, престижного вида и с надёжной защитой банкнот встал остро. Европа и Америка уже давно перешли на ассигнации, а в России дело с бумажными деньгами буксовало.

Проблему надо было срочно решать. И для создания эскизов будущих российских купюр выбор пал на двух художников - уроженца Лифляндии Рихарда Заррина (Зарриньша), которому поручили работу над лицевой стороной банкнот, и почему-то на австрийского художника Рудольфа Кёсслера (не путать со знаменитым германским шпионом времён ВОв). Художнику из Вены сделали заказ на дизайн оборотной стороны купюр.

Почему я удивлена выбором второго художника? Потому что Рудольф Кёсслер рисовал свои полотна с лёгким эротическим подтекстом.
Ну, например,
"Легенда с путти" (путти - это ангелочки без крылышек).
А тут такой серьёзный государственный заказ - наброски самых важных
для России "бумажек".

Рудольф Рёсслер, "Легенда с путти". 
Источник https://ariananadia.livejournal.com/1355886.html
Рудольф Рёсслер, "Легенда с путти". Источник https://ariananadia.livejournal.com/1355886.html

Но австрийский художник с блеском справился с поставленной задачей.
И к 1895 году у Рудольфа Кёсслера была готова серия эскизов
с портретами российских императоров и императриц.

Только сегодня, подготавливая материал для данной статьи, узнала,
что обладаю очередным сокровищем (каким ещё, читайте
здесь).
В моей личной коллекции хранится
25-рублёвая купюра 1909 года
с изображением Александра III, при котором, по сути, бумажные деньги
и начали свой нескончаемый бег по России, Европе и миру. Теперь я знаю имена художников, которые трудились над оформлением российских ассигнаций.

Рихард Заррин, разработчик эскиза лицевой стороны банкнот,
не только пытался сделать бумажные деньги красивыми, но также грамотно разместил на них защитные "фишки", чтобы максимально усложнить подделку купюр.

Вообще Судьба была благосклонна к пареньку из семьи обычных латышских крестьян. Он приехал в Петербург, с отличием окончил Центральное училище технического рисования барона Штиглица
(о бароне читайте
здесь), за что был направлен на стажировку за границу. А вернувшись в Петербург, поступил на службу в Экспедицию заготовления государственных бумаг - будущую фабрику "Гознак".

Две революции - Февральская и Октябрьская - прошли как-то рядом с талантливым художником, никак не затронув ни самого Рихарда Заррина, ни его семью. Возможно, сказалось крестьянское прошлое художника.
Он просто работал, работал и работал, создавая новые шедевры, согласно требованиям нового времени. Именно
он был создателем "керенок"
в месяцы "заседания" Временного правительства в Зимнем дворце.

Но об этом уже - следующая статья. Так что не расходитесь - ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало здесь

И по традиции - фотография для сравнения размера купюр.
Это ж какой кошелёк надо было иметь в 1909 году! 😄

Фото автора.
Фото автора.

Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Жила-была семейка Гобеленов
Аптеки на Руси - это что-то
74 млн россиянок и одна немка
Орхидея, знаменитый сыщик и я
Последняя "малина" Лёньки Пантелеева

Понравилась статья? Всегда рада читателям
и подписке на мой канал - это вдохновляет!

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея