Найти тему
ХроноScio | История и культура

Несправедливо забытые: талантливые женщины-художники Возрождения

Оглавление

Когда в 2017-м во Флоренции прошла первая выставка работ Плавтиллы Нелли, некоторые искусствоведы уточнили: «Плавтилла какая…?» Хотя Нелли была признанной художницей Флоренции в XVI в., исследователи истории искусств несправедливо пренебрегли ее достижениями. Причина одна – ее принадлежность к женскому полу.

Стеклянный потолок во времена Ренессанса

В мире искусства всегда доминировали мужчины, особенно в эпоху Ренессанса. Однако и тогда были женщины, которые становились признанными художниками. Почему они были забыты?

Причин много. Во-первых, с развитием академического изучения искусства в XVIII и XIX в. сложилась традиция, связывавшая достижения искусства исключительно с мужчинами. И в специальной литературе, и в музейных экспозициях освещалось именно их творчество. А работы женщин чаще пылились в хранилищах. Случалось и так, что картины женщин приписывали более известным художникам-мужчинам.

Плавтилла Нелли. Богородица
Плавтилла Нелли. Богородица

Ключевым фактором для успехов в живописи в эпоху Ренессанса было образование, включая изучение античного искусства, философии, анатомии, математики, а также обучение в художественной студии. Однако в те времена лишь немногие женщины получали знания, которые выходили бы за рамки искусства быть хорошей женой и матерью. А это почти не оставляло шансов для саморазвития.

Возможности для оттачивания художественных дарований могли получать только:

  • монахини в монастырях (обычно иллюстрировали рукописи);
  • благородные дамы с надлежащим образованием;
  • женщины, родившиеся в семьях известных художников.

Во всех случаях от них ожидали соответствия гендерным нормам: целомудрия, благочестия, смирения перед лицом господа и мужа (отца). Если художница не отвечала этим стандартам, ее карьере мог быть положен конец.

Плавтилла Нелли (1524-1588)

Работы этой художницы отличаются глубокой духовностью, что особенно нравилось флорентийской элите. Современник Нелли Джорджо Вазари отмечал, что

в домах знатных господ по всей Флоренции выставлено столько работ Нелли, что говорить обо всех их было бы крайне утомительно.

Как это нередко бывало с дочерьми знатных родителей, в возрасте 14 лет Нелли отдали в женский монастырь. К счастью для нее, руководство обители поощряло, что монахини предавались не только молитве, но и искусству.

Плавтилла Нелли. Святая Катерина Сиенская
Плавтилла Нелли. Святая Катерина Сиенская

Неизвестно, как Нелли научилась рисовать, но в монастыре она стала известной художницей, за которой последовало еще восемь монахинь. В своей книге о ста великих художниках Вазари упоминает всего четырех женщин, и Плавтилла Нелли в их числе. Он отмечает, что ее успехи были бы еще более значительны, если бы она могла изучать математику и анатомию. К сожалению, женщинам, а особенно монахиням, это категорически запрещалось.

Несмотря на гендерные ограничения, Нелли создала множество прекрасных работ и иллюстраций для рукописей. Она же стала первой женщиной в истории, написавшей картину «Тайная вечеря».

Плавтилла Нелли. Тайная вечеря
Плавтилла Нелли. Тайная вечеря

Софонисба Ангвиссола (1532-1625)

В лице этой благородной дамы воплотилась и скромная девица, и виртуозный художник. Ангвиссоле повезло: ее отец был прогрессивно мыслящим человеком с положением в обществе, сама она обладала, помимо таланта, безупречной репутацией. Это и позволило ей добиться славы.

Софонисба Ангвиссола. Автопортрет
Софонисба Ангвиссола. Автопортрет

Девушка стала, по сути, художником при дворе испанского короля Филиппа II. Однако формально придворным художником мог быть лишь мужчина. Так что Софонисба получила титул, более соответствовавший ее полу: фрейлина при королеве Елизавете Валуа.

К сожалению, некоторые выдающиеся работы художницы были ошибочно приписаны другим живописцам при дворе, в частности «Портрет Филиппа II». Лишь в 1990-х гг. детальная экспертиза полотна позволила восстановить справедливость.

Софонисба Ангвиссола. Филипп II
Софонисба Ангвиссола. Филипп II

Теерлинк почти 30 лет была в числе самых выдающихся художников при дворе Тюдоров в Англии. Подавляющее большинство ее работ – миниатюры.

В то время миниатюры были на пике популярности. Их часто преподносили возлюбленным в качестве подарка: такой портрет можно было всюду носить с собой и тайно на него любоваться. Типичная работа Левины – миниатюрный портрет Катерины Грей, родственницы королевы Елизаветы I.

Левина Теерлинк. Миниатюрный портрет леди Екатерины Грей
Левина Теерлинк. Миниатюрный портрет леди Екатерины Грей

Теерлинк была востребованным мастером миниатюры и иллюстратором рукописей. Она обучалась в студии своего отца, признанного фламандского художника Симона Бенинга. Переехав в Англию в 1546-м, Левина стала придворной художницей сначала при Генрихе VIII, затем при Эдуарде VI, Марии I и, наконец, Елизавете I Тюдор.

Высокий статус Теерлинк подтверждается ее зарплатой: она получала в год 40 фунтов. Это вчетверо превосходило средний годовой заработок торговца. И даже ее предшественник, известный придворный художник Ганс Гольбейн, зарабатывал всего 30 фунтов.

________________________

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)