Найти тему
Иван Сычев

Рынок ИИ-платформ для медицины глазами стартаперов

Оглавление

Читайте начало цикла "Как в России с помощью ИИ-платформ боролись с коронавирусом":

Ситуация на рынке глазами стартаперов

Предприниматели сходятся в том, что интерес к медицинским ИИ-продуктам есть только у пионеров и технооптимистов.

«Продвинутые частные медицинские организации заинтересованы во внедрении различных технологий, которые повышают экономическую эффективность, качество медицинского обслуживания, улучшают клиентский сервис, — убежден гендиректор “Биогеном”. — И им без разницы, на базе ИИ эта технология или просто программный продукт».

По оценкам компании «К-Скай» (Webiomed), таких продвинутых медицинских организаций сейчас в России менее 5%. «Такие заказчики традиционно проявляют высокий интерес ко всем новинкам и пробуют их применять, — говорит Александр Гусев, директор по развитию “К-Скай”. — Для сравнения, в США эта цифра уже сейчас составляет около 70%».

Ситуация постепенно будет улучшаться. В ближайшие три года показатель вырастет до 15–20%, прогнозирует Гусев. То есть чуть меньше четверти организаций будут постоянно использовать хотя бы один продукт на основе ИИ.

Проблемы рынка

Основатели платформ на основе ИИ считают, что проблемы есть как на стороне разработчиков, так и на стороне заказчиков.

Александр Гусев отмечает, что почти все продукты сейчас решают только отдельные части задач: «Функциональности не хватает, слабая интеграция с существующими медицинскими информационными системами и другими базовыми продуктами автоматизации работы медицинской организации. Поэтому их полезность в глазах заказчика пока ограничена». Проблему можно решить, развивая возможности систем, усиливая команды и инвестируя в разработку. Но это затруднено отсутствием прозрачных и понятных схем монетизации.

«Рынок богат на стартапы разного качества, — рассказывает Артём Капнинский, сооснователь проекта “Цельс”. — Если говорить о конкурентах, то можно вспомнить эксперимент города Москвы по внедрению ИИ в радиологии, который расставляет все точки над i. Когда эксперимент только намечался, приглашали 140 компаний, откликнулись 40–50. В итоге после всех этапов оценки, функционального тестирования к концу года насчитывалось всего 15 компаний. В этом году на совещании в департаменте здравоохранения озвучивалось, что эксперимент продлен на 2021 год. Разослали предложения 180 компаниям во всем мире, откликнулись 12. На самом деле компаний с готовым продуктом, который можно рассматривать для применения и для испытаний, очень немного. Это тенденция рынка: многие компании вкладывают в маркетинг средства, которые они привлекают от инвесторов, и работают не над тем, чтобы улучшить свой продукт, а чтобы привлечь новые инвестиции».

Для внедрения ИИ-проектов нужны региональные референс-центры, которые бы занимались повышением качества лучевых исследований, считает руководитель коллектива разработчиков проектов «АнтиКорона» и «АнтиКох» Михаил Натензон. Но в большинстве регионов такие центры отсутствуют, так как не хватает бюджетных средств на их создание и подготовленного медицинского и технического персонала для референс-центров.

«Для создания референс-центров регионам необходимо помочь с их проектированием, нормативно-правовым обеспечением их работы, обеспечением экономической эффективности их функционирования», — считает Натензон. Эти задачи может решить коллектив разработчиков проекта «Облачные технологии обработки и интерпретации медицинских диагностических изображений на основе применения средств анализа больших данных» Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ.

Продолжение по ссылке.

Источник.