— Слушай, а что значит – быть настоящим? Вот ты, например, чаще всего настоящий?
— Я для себя вообще не использую этот термин. Мне он не нужен.
— Подожди, ну как же. Ведь есть распространенная идея, идея о том, что люди порой ведут себя фальшиво, и тогда им рано или поздно становится плохо и тошно, а порой – люди ведут себя по-настоящему, и тогда гармония. Нет? Ты так не считаешь?
— Действительно, люди порой ведут себя вразрез со своими желаниями. И если так – то они ощущают внутренний разлад, напряжение, а еще к этому зачастую подмешивается самоосуждение, когда человек за свое так называемое «фальшивое» поведение себя же еще и наказывает дополнительно. Но это все подвиды одного и того же явления – страха.
— Это как? Поясни.
— Давай поясню.
Так называемая «фальш» появляется не в тот момент, когда человек делает что-то, что ему не нравится, а в момент предшествующий этому, когда он испытывает страх. Страх сделать что-то конкретное, что пришло ему на ум. Когда-то это страх реальных последствий: типа, «поступлю вот так, люди оценят это как глупость, и отношение ко мне испортится, со всеми вытекающими из этого последствиями». А когда-то это может быть страх ассоциативный, когда человек головой может понимать, что никаких реальных негативных последствий не будет, но при этом всё равно боится, потому что с детства привык этого бояться: например, в детстве его ругали за то, что он несовершенен, поэтому он пуще смерти боится этого призрачного «несовершенства» и старается всеми способами избежать ситуаций, где это «несовершенство» может вдруг проявиться.
В обоих случаях – страх запускает внутреннюю реакцию «стоп, не делай так, выбери что-то другое». И вот тогда человек пытается найти другой вариант поведения, который кажется ему «приемлемым и правильным». Если нашел такой вариант и отыграл его – следом появляется ощущение двойственности, диссонанса. Хотел поступить одним образом, а из-за страха поступил другим. Окружающим это может быть не очевидно, а самому человеку – при этом неловко. Страх-то остался. Плюс, человек сам для себя знает, что сейчас с ним внутри происходит. И здесь возникает эффект, как при проверке на полиграфе (детектор лжи): человеку кажется, что его внутренние ощущения кому-то могут быть видны, и поэтому он из-за нового страха «быть обнаруженным» напрягается еще больше, чем и обнаруживает для внешних наблюдателей свою ложь. Перенапряг достаточно большой, поэтому-то это и становится видным не только человеку: «скукоженное» тело, странные извиняющиеся жесты, пугливость, виноватый взгляд, дрожащий голос, потные или дрожащие руки, агрессивные или испуганные реакции даже на незначительные слова или шутки окружающих. И вот уже не только самому человеку, а и окружающим становится понятно, что «что-то здесь не так».
После «социального обнаружения» человек утверждается в мысли о том, что «что-то со мной и моим поведением не так», и приписывает эти последствия своей «фальшивости». Разумеется, если бы этот человек изначально не испытал страха и не начал метаться между изначальным вариантом желанных действий и другими вариантами, выбранными из-за страха, его внутреннее состояние было бы более расслабленным, и это, в свою очередь, помогло бы вести себя спокойно, миролюбиво и «естественно» (т.е. без излишних напряжений и суеты). Вот и кажется: лучше быть «естественным», чем «фальшивым». Потому что когда «фальшивый» — всё идет наперекосяк, тогда как «естественность» очевидно выгоднее и приятнее.
— Подожди, правильно ли я понял: ты имеешь в виду, что виновата не сама «фальшивость» и притворство, а собственная реакция человека? Именно из-за этой реакции страха всё идет вкривь и вкось?
— Именно.
— А разве можно быть одновременно «фальшивым» и при этом спокойным и расслабленным?
— Можно. Если ты не считаешь свое переключение между одним и другим выбором «фальшью» и не осуждаешь это, и если ты внутренне ни на один из вариантов выбора не реагируешь страхом.
— А такое возможно?
— Возможно, если задаться целью. Вообще, от страха освобождаться в любом случае полезно, потому что именно страх – основной инструмент для манипуляций нами.
— Да, согласен. И всё же, мне не очень верится, что можно одновременно быть любым, вот буквально любым, и при этом не страдать от ощущения «фальшивости».
— А мы и так любые. Люди – разные, особенно в разное время, с разными людьми и в разных обстоятельствах. Вот ты, например, ведешь себя одинаково что с мамой, что с друзьями?
— Нет, конечно, я с ними разный.
— Ну вот, ты сам и подтверждаешь. Причем, ты можешь себя с друзьями проявлять так, как никогда бы не проявился при маме. Особенно если боишься её чем-то расстроить или напугать. Верно?
— Ну, да, можно и так сказать.
— А ты при этом страдаешь от «фальши»?
— Я бы не сказал, что страдаю. При этом – какой-то осадочек порой есть.
— Осадочек именно от того, что ведешь себя иначе, или ты, зная, что ведешь себя с мамой иначе, сам себя начинаешь осуждать за «вранье» или «неестественное поведение»?
— …. Хм… скорее, второе.
— Ну так перестань себя осуждать :)
— Легко сказать :)
— Сделать не сильно сложно. Если не помогут логические размышления о бесполезности этого «загона», тогда используй мой «Психологический антивирус».
— Да, окей :)
— И плюнь ты на эту идею о «фальшивости» и «настоящести». Она лишь мешает тебе быть гибким. Быть разным в разных контекстах и разных обстоятельствах – это нормально и здраво. Просто если ты во всех ситуациях следуешь своим интересам и ориентируешься на собственное хорошо, ты никогда не будешь «кардинально разным». У тебя всё равно будет стержень, твоя личностная основа, потому что ценности, твои центровые ценности, они в одночасье не меняются. Так что твоё возможное опасение «ой, а вдруг я буду тряпкой и скользким типом» совершенно напрасно. Нет, не будешь. Всё будет хорошо :)
— Спасибо, успокоил :) Кстати, а если ты сам не пользуешься понятиями «фальшивость» и «настоящесть», в смысле, в отношении личности, то что ты используешь вместо этого?
— В каждом конкретном случае я просто выбираю то, что приведет меня к максимальному хорошо: сейчас и в перспективе. И учитывая то, что во время такого выбора я очень центрирован внутри, ощущаю себя гармонично и расслабленно – видимо, сторонники теории о «настоящести» могли бы сказать, что я Настоящий. Ну и хорошо :) Главное – что мне хорошо :) А когда хорошо мне самому – окружающим людям вокруг тоже становится хорошо :) И мне так нравится :)