Автомобильная авария – это всегда трагично. Особенно если результат ДТП – человеческие жизни. Что чаще всего становится причиной фатальных ошибок за рулем? Журнал Forbes не так давно обозначил главные причины, которые приводят к авариям. Одна из самых автомобильных наций в мире – США – стала поставщиком статистических данных для этого исследования. Информация эта в той или иной степени будет актуальна и для большинства других стран мира. На первом месте, как это ни странно, пьянство за рулём. Уж сколько раз твердили миру об опасности управления авто в нетрезвом состоянии. Но воз и ныне там. В Соединенных Штатах по вине пьяных водителей происходит около 40% всех ДТП. Оно и неудивительно, ведь мало кто откажется от пары-тройки баночек пива, а потом будет утруждать себя ездой на общественном транспорте или такси. Но не только янки позволяют себе выпить перед тем, как сесть за руль. В Москве на Краснопресненской набережной есть даже памятник, посвященный тематике пьянства за рулем. Он выполнен в виде бутылки, наполненной фрагментами разбитых автомобилей, – своеобразная квинтэссенция результатов эксплуатации автомобилей пьяными водителями.
По данным ГИБДД, Всего в России за первые три месяца 2020 года произошло 32,5 тыс. аварий. Это число на 1,5% больше показателей за аналогичный период прошлого года. Жертвами ДТП в первом квартале 2020 г. стали 3,34 тыс. человек (+8,2%), еще 42 тыс. (+0,2%) получили ранения разной степени тяжести.
Больше всего в авариях страдали водители (44,3%), они же чаще всего и гибнут (38,5%). Каждый третий погибший в ДТП — это пешеход (32,4%) либо пассажир автомобиля (28,0%).
Чаще всего аварии в России в первом квартале происходили из-за несоблюдения очередности при проезде перекрестков. За три месяца из-за этого в стране произошло 5,4 тыс. аварий (-2,6%).
На втором месте антирейтинга — нарушения правил проезда пешеходных переходов (3,7 тыс.; +9,1%).
Далее следуют: несоответствие скорости конкретным условиям движения или превышение установленного ограничения (3,6 тыс.; -1,8%) и выезд на полосу встречного движения (3 тыс.; -8,1%).
В первом квартале 2020 г. больше всего людей погибло в ДТП, связанных с выездом на встречную полосу. Жертвами таких аварий в январе—марте стали 990 человек (+2,6%). Из-за превышения скорости за три месяца погибли 516 человек (+6,6%).
За первые три месяца 2020 г. самым аварийным днем недели стала пятница. Чаще всего аварии в стране происходили в период с 17:00 до 20:00. Всего в темное время суток произошло 44,1% от всех аварий.
Кроме этих причин, есть и многие другие, часто приводящие к ДТП. Это, к примеру, игнорирование ремней безопасности. Само по себе оно, конечно, к аварии привести не может, но последствия очень многих ДТП могли бы быть иными, если бы их участники в начале пути пристегнулись, как того требуют правила дорожного движения. Согласно статистике, вероятность смертельного исхода при фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении – в 1,8 раза, а при опрокидывании автомобиля – в 5 раз. У пристегнутых пассажиров степень риска при лобовом столкновении автомобиля с препятствием или с другим автомобилем в 9 раз меньше, чем у непристегнутых! По данным, полученным специалистами Корнельского университета (США) и подтвержденным их коллегами из Германии, использование ремней на 62-75% сокращает количество травм в ДТП. Другая ошибка - неиспользование в авто специального “детского кресла” (child restraint system – детское удерживающее устройство). Дело в том, что вся пассивная безопасность авто рассчитана на взрослых людей. У детей другая комплекция, и их обязательно нужно перевозить именно в “детском кресле”. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.
Прибавьте к списку еще недооценку погодных условий (как следствие, например, несвоевременную смену резины) и вождение в усталом состоянии.
В общем, выезжая на трассу, следует помнить, что автомобиль – это не только средство передвижения, но еще и средство передвижения повышенной опасности, особенно в руках водителя, самоуверенно полагающего, что “море ему по колено” (таких на наших дорогах немало). Цена за пренебрежение элементарными правилами дорожного движения может быть непомерно высока как морально так и физически.