Прочитала в ленте новостей крик души преподавателя английского языка одной из сельских школ. Просит совета, как победить шум на уроке в 9 классе. Я, имея за плечами почти тридцатилетний стаж работы именно в сельской школе, хотела что-нибудь посоветовать и не смогла. Мне кажется, что очень многое зависит от самого человека. Есть люди, которые просто рождены быть учителем. Они ещё в садике уже умеют так вести себя, что все детки к ним тянутся и слушаются их.
А бывает и наоборот: человек добрый, умный, хорошо знает свой предмет, а с учениками почему-то нет взаимопонимания. Совсем как в стихотворении Марка Вейцмана:
Наша классная нам нравится,
но не может с нами справиться,
потому что наша классная
совершенно не опасная.
Ей бы с нами – порешительней!
В школу вызвать бы родителей!
Тесной дружбой похвалиться бы
с детской комнатой милиции!
Ей чехвостить нас почаще бы
и поменьше бы любить! …
Наша классная – несчастная,
но её нам не забыть…
В моей школе был такой учитель. И ученики её любили, в гости к её детям приходили, вместе с ними играли, а в школе на уроках делали всё, что хотели. В конце концов пришлось ей из школы уйти. Наверно, всё-таки далеко не все могут работать в школе.
Сейчас начинают говорить о том, что вузовская подготовка учителей находится не на должном уровне. И с этим я соглашусь. Чему только нас не учили: экономике, философии, психологии, методике, конечно, специальным знаниям, но вот приходит молодой учитель в школу, а как заполнить журнал (бумажный, электронный) не знает, не понимает, какую документацию и как нужно вести, и дисциплину держать в классе не может. Хорошо, если опытные учителя подскажут, объяснят, а если нет? Так и варится в собственном котле проблем молодой преподаватель. И выхода из этой ситуации только два, как мне кажется: или сломается человек и сбежит без оглядки из школы, или преодолеет трудности и станет любимым учителем.
Наверно, поэтому нужно ещё в школе отнестись очень серьёзно к выбору профессии, а не идти в учителя, как частенько бывает, только потому, что в педвуз легче поступить. Учительство – это труд, сложнейший и необходимейший. В большей мере то, каким станет следующее поколение, зависит от учителя. Хочу верить, что учитель в школе не будет рабом, безропотно выполняющим чужие приказы и трепещущим пред оком директора и различных проверяющих, а будет человеком сильным, смелым, грамотным, талантливым, любящим детей не сюсюкающей, а требовательной любовью, чётко осознающим цель, к которой нужно стремиться. Учитель должен быть Личностью.
Мне кажется, именно об этом стихотворение Роберта Рождественского «Учителям».
Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие этих
– будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
А государство, как мне кажется, должно создать для этого необходимые условия, не последнее место среди которых должно быть отведено зарплате.
А как Вы считаете, каким должен быть настоящий Учитель и что нужно сделать, чтобы у наших детей и внуков были такие наставники?