Найти в Дзене

Крестьянин, рыцарь, бюргер в средние века в Европе

Вместо предисловия: Не так давно, очищая память компьютера, просматривала файл со своими студенческими работами периода учебы на историческом факультете педагогического университета. Эти работы до сих пор актуальны и, возможно, будут интересны к прочтению людям, интересующимся историей, культурой, социологией.
Разные сословия, корпорации и социальные группы в средневековой Европе были

Вместо предисловия: Не так давно, очищая память компьютера, просматривала файл со своими студенческими работами периода учебы на историческом факультете педагогического университета. Эти работы до сих пор актуальны и, возможно, будут интересны к прочтению людям, интересующимся историей, культурой, социологией. Приятного прочтения!

Разные сословия, корпорации и социальные группы в средневековой Европе были интегрированы неодинаково, и поэтому по-разному определяли индивидуальность своих членов.

Монотонность и слабая расчлененность общественной и производственной практики крестьянства способствовали консервации традиционных форм поведения и мышления. Крестьянин оставался слитым со своим естественным окружением. Весь ход его жизни зависел от природных ритмов. Время в восприятии крестьянина было циклическим, навязываемым сменою времен года и сельскохозяйственных сезонов. Община не была внутренне сплоченным коллективом, мелкое индивидуальное производство одновременно и подчиняло ее членов общим распорядкам и служило источником конфликтов и неравенства среди общинников. Сознание крестьянина оставалось коллективистским.

Угнетение феодальным собственником дополнялось духовной зависимостью от священников, интеллектуальной неразвитостью и темнотой. На протяжении многих столетий народное творчество оставалось устным и никем не фиксировалось.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Что касается духовной жизни крестьян. Правящие сословия воздействовали на духовную жизнь крестьян, стремясь закрепить в их сознании мысли о покорности судьбе и выпавшей им доле. Проповедь священника и религиозная литургия были могущественными средствами социального контроля над поведением угнетенных. Простолюдинам внушалось, что высшие силы пекутся о них и для их же блага, для спасения души, их на.казывают, ниспосылая бо.лезни, стихийные бе.дствия и допуская неправедных и же.стоких правителей.

Феодал-рыцарь по отношению к внешнему миру представлял собой относительно автономную единицу. Воинское его ремесло было в значительной мере индивидуализировано, он должен был полагаться на собственные силы, мужество и боевой опыт. Его отношения с другими феодалами также были преимущественно индивидуального порядка: взаимные посещения, пиры, стычки, переговоры, брачные союзы. Вместе с тем представители господствующего сословия были подчинены строгому регламенту, диктовавшему их поведение. Разработанный кодекс рыцарской чести предписывал сложные процедуры и соблюдение этикета, отход от которого даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированного класса.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Представления о чести носили специфический характер: честь — не столько внутреннее сознание собственного достоинства, самосознание человека, который ощущает свои индивидуальные качества, отличающие его от других, сколько слава среди окружающих. Этикет — не что иное, как разработанный сценарий поведения. Каждый поступок рыцаря, любой предмет, им используемый, одежда и ее цвета, слова, выражения, самый язык, на котором он говорит (ибо сплошь и рядом это не родной язык его страны),— все значимо. Будучи правящим классом общества, обладая максимумом юридической свободы, которая была доступна в эпоху всеобщей зависимости, они не были свободны в выборе своего поведения, и поэтому индивидуальность рыцаря неизбежно выражалась в установленных формах.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Что касается рыцарской культуры, то первое ее проявление в сфере художественного творчества — это эпос. В рыцарском эпосе фигурируют персонажи, воплощающие определенные идеи и качества (мужество, верность, силу или, наоборот, зло.действо, неверность, трусость) и представляющие собой отвлеченные типы, а не конкретных живых людей. В средневековье была распространена и куртуазная поэзия — показатель сформировавшегося сословного самосознания рыцарства. Где описывается особый, сублимированный мир, существовавший только для одной социальной группы феодальной иерархии и отгороженный как от простонародья, так и от высшей аристократии. Наряду с этими традиционными для средневекового общества чертами в поэзии рыцарей обнаруживается и нечто новое. Куртуазная любовь невозможна между мужем и женой. «Суды любви» при дворе аквитанской герцогини Алиеноры выносили вердикт, что рыцарской любви между супругами быть не может. Куртуазная любовь незаконна, она стоит вне официальной сферы, но тем глубже затрагивает она внутренний мир индивида, тем сильнее раскрывает она содержание его души.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Строже, чем крестьянин и горожанин, скованный этикетом и ритуалом в своем общественном поведении, рыцарь вместе с тем был способен к внутреннему саморазвитию и получал возможность обнаруживать свою личность в сфере духовной культуры, хотя и здесь его индивидуализации были положены определенные границы.

Положение горожан было во всех отношениях иным. Этот слой общества формировался за счет самых разнородных элементов. Зависимость бюргера от природы и ее ритмов была намного слабее, чем у крестьянина. Не прямой обмен веществ с природой, а создание качественно новой среды, в которой обращаются продукты человеческого труда,— вот что характерно для городского ремесленного производства и обмена.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Жизнь средневекового горожанина регламентируется во всех своих проявлениях. Цеховая регламентация не столько сковывала человека сколько придавала определенную общезначимую форму его поведению, сильнейшим образом детерминируя личность бюргера. Цеховые и городские уложения закрепляют и регулируют поведение бюргеров. Кроме регламентов на производственный процесс и другие стороны хозяйственной жизни также можно найти постановления о попечении о нищих, о порядке крещения детей, о разрешенных для подмастерьев видах одежды, даже перечни ру.гательств с указанием ш.трафа за каждое из них и многое другое.

Все, даже самые обыденные, казалось бы, житейские отправления превращались в ритуал и подлежали регламентации городского магистрата.

В цехах с большой силой обнаруживается стремление средневековых горожан сплотиться в корпорацию. Цех — союз ремесленников — был той формой, в которой проходила вся их жизнь, как и жизнь их семей. Их объединяли в гильдию не только производственно- сбытовые интересы и социальная борьба, но и сословная принадлежность, правосудие, потребность в защите, религиозные функции, организация досуга, развлечения, взаимопомощь.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Забота о качестве каждого изготовляемого ремесленниками изделия — свидетельство отсутствия массового производства, ограниченности рынка, на который они работали.

Совершенствование мастерства из поколения в поколение вело к созданию высокой традиции в ремесле и к предельному раскрытию его производственных и художественных возможностей. Ремесло было мастерством, а мастерство — искусством, артистизмом.

Свободный труд мастера при цеховом строе — средство утверждения его человеческой личности, повышения его общественного самосознания.

Разумеется, мелкое производство, покоившееся на ручной технике, ставило предел развитию общества. Кругозор средневековых бюргеров оставался ограниченным. Бюргерское общество не было способно быстро расширяться; динамичное в сравнении с аграрным обществом, оно разделяло с ним тенденцию к воспроизводству самого себя на прежней узкой основе, в традиционных формах и масштабах.

Для данной работы, адаптированной в формат статьи, использовалась следующая литература:

1. Хёйзинга Й. Осень Средневековья/ Пер.с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

2. А.Д. Михайлов. Роман и повесть высокого средневековья // Средневековый роман и повесть. Под ред. А.Д. Михайлова// М.: Изд. Худ. литература, 1974.

3. Средневековый французский «Роман о Розе»: его история и судьба. Н.В. Забабурова// Гильом де Лоррис. Жан де Мен. Роман о Розе. Пер. со старофр. Н.В.Забабуровой// Ростов-на-Дону: ЗАО Югпродторг, 2001.

4. Ястребицкая Л.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.

Спасибо за внимание!