Рассматривая рисунки и зарисовки дочери, фото отчеты с просмотров, я обратила внимание, как свободно стали пользоваться различными материалами молодые художники. Фантазия безгранична.
В современных зарисовках и рисунках, помимо традиционных материалов, много новые: фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, восковые мелки, цветные шариковые ручки. Даже цветные карандаши, которые мы считали исключительно для маленьких детей, стали материалом для серьезных работ.
Традиционные материалы: карандаш, тушь, уголь или сепия, как правило, используются больше для работ в мастерских, в стационарных условиях. Это и понятно, ведь делать зарисовки на бегу, где-то на улице удобнее более мобильным материалом.
Мне понравилось то, что сейчас никто не боится смешивать одно с другим. Акварель с тушью или гелиевой ручкой, фломастеры с цветными карандашами. Эксперименты с материалами интересно смотреть, так же как и интересно пробовать самой.
Почему то раньше нас строго ограничивали в использование материала, даже считали дурным вкусом смешивание их. Хотя когда раскрываешь образ, это можно делать любыми средствами. Главное здесь желание и умение самого художника.
Независимо от материала, чем сделаны зарисовки или наброски, главные принципы работы с ними остаются неизменными.
1.Выразительность линии. Когда за счет ее толщины, нажима создается объем.
2. Использовать минимум средств в наброске, чтобы решить образ. Нужно изживать случайные штриховки, линии, введения тона, где можно обойтись без него.
3. Использование разнообразной штриховки, чтобы передать объем, пространство, характер образа. В набросках можно не стесняться и штриховать по объему, кругу, сеточкой, параллельно, грубо, тонко. Как угодно если это соответствует мотиву.
4.Соблюдение пропорций. Как бы ни был, краток набросок, правильные пропорции и строение тела никто не отменял.
5. Стараться поймать характерное в образе или мотиве. Это основная цель наброска.
Когда я была студенткой, от нас требовали делать наброски и зарисовки ежедневно от десяти штук и больше. Мы ходили на вокзалы, парки, улицы и рисовали людей: портреты, фигуры в движении, сценки. Такие упражнения быстро набивали руку, делали линии увереннее, развивали глазомер.
Мне еще нравилось одно упражнение, когда делаешь набросок выразительнее и учишься отсекать ненужное. Наброски обычно делаются на тонкой бумаге, поэтому на стекле с подсветкой будет хорошо виден рисунок, даже через чистый лист бумаги.
Накладываешь его на рисунок и делаешь повтор, исправляя и улучшая первый вариант наброска. Можно сделать несколько повторов, пока набросок не станет идеальным. Это помогает потом в дальнейшем избежать лишних ошибок.
Когда я работала дизайнером, то зарисовки акварелью с проработкой деталей гелиевой ручкой были самыми востребованными в ходе работы над проектами. Особенно на начальной стадии поиска решения, самой идеи.
Сейчас учусь расширять спектр использования материалов, вдохновившись работами молодежи.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.