Найти тему
Прекрасное Далёко

Совместить несовместимое. Как сейчас используют материалы для зарисовок и набросков.

Рассматривая рисунки и зарисовки дочери, фото отчеты с просмотров, я обратила внимание, как свободно стали пользоваться различными материалами молодые художники. Фантазия безгранична.

Фото автора. Тяглова Н. Зарисовка учебной постановки. Тушь.
Фото автора. Тяглова Н. Зарисовка учебной постановки. Тушь.

В современных зарисовках и рисунках, помимо традиционных материалов, много новые: фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, восковые мелки, цветные шариковые ручки. Даже цветные карандаши, которые мы считали исключительно для маленьких детей, стали материалом для серьезных работ.

Фото автора. Наброски. Учебные работы. Карандаш.
Фото автора. Наброски. Учебные работы. Карандаш.

Традиционные материалы: карандаш, тушь, уголь или сепия, как правило, используются больше для работ в мастерских, в стационарных условиях. Это и понятно, ведь делать зарисовки на бегу, где-то на улице удобнее более мобильным материалом.

Фото автора. Тяглова Н. Зарисовка учебной постановки. Фломастер.
Фото автора. Тяглова Н. Зарисовка учебной постановки. Фломастер.

Мне понравилось то, что сейчас никто не боится смешивать одно с другим. Акварель с тушью или гелиевой ручкой, фломастеры с цветными карандашами. Эксперименты с материалами интересно смотреть, так же как и интересно пробовать самой.

Фото автора. Учебный набросок. Красная гелиевая ручка.
Фото автора. Учебный набросок. Красная гелиевая ручка.

Почему то раньше нас строго ограничивали в использование материала, даже считали дурным вкусом смешивание их. Хотя когда раскрываешь образ, это можно делать любыми средствами. Главное здесь желание и умение самого художника.

Независимо от материала, чем сделаны зарисовки или наброски, главные принципы работы с ними остаются неизменными.

Фото автора. Учебный набросок. Фломастер.
Фото автора. Учебный набросок. Фломастер.

1.Выразительность линии. Когда за счет ее толщины, нажима создается объем.

2. Использовать минимум средств в наброске, чтобы решить образ. Нужно изживать случайные штриховки, линии, введения тона, где можно обойтись без него.

3. Использование разнообразной штриховки, чтобы передать объем, пространство, характер образа. В набросках можно не стесняться и штриховать по объему, кругу, сеточкой, параллельно, грубо, тонко. Как угодно если это соответствует мотиву.

4.Соблюдение пропорций. Как бы ни был, краток набросок, правильные пропорции и строение тела никто не отменял.

5. Стараться поймать характерное в образе или мотиве. Это основная цель наброска.

Фото автора. Тяглова Н. Зарисовка учебной постановки.  Карандаш, акварель, гелиевая ручка.
Фото автора. Тяглова Н. Зарисовка учебной постановки. Карандаш, акварель, гелиевая ручка.

Когда я была студенткой, от нас требовали делать наброски и зарисовки ежедневно от десяти штук и больше. Мы ходили на вокзалы, парки, улицы и рисовали людей: портреты, фигуры в движении, сценки. Такие упражнения быстро набивали руку, делали линии увереннее, развивали глазомер.

Мне еще нравилось одно упражнение, когда делаешь набросок выразительнее и учишься отсекать ненужное. Наброски обычно делаются на тонкой бумаге, поэтому на стекле с подсветкой будет хорошо виден рисунок, даже через чистый лист бумаги.

Накладываешь его на рисунок и делаешь повтор, исправляя и улучшая первый вариант наброска. Можно сделать несколько повторов, пока набросок не станет идеальным. Это помогает потом в дальнейшем избежать лишних ошибок.

Когда я работала дизайнером, то зарисовки акварелью с проработкой деталей гелиевой ручкой были самыми востребованными в ходе работы над проектами. Особенно на начальной стадии поиска решения, самой идеи.

Сейчас учусь расширять спектр использования материалов, вдохновившись работами молодежи.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.