Найти в Дзене
d.povolsky

Почему дух конкуренции и капитализма — это НЕ прерогатива протестантской этики

Средневековые "протокапиталисты"
Средневековые "протокапиталисты"

Уже очень и очень давно можно встретить идею о том, что капитализм — это порождение исключительно протестантской Церкви, которая не является христианской потому, что является раскольнической, а значит и христиане — социалисты, ведь Мф. 19:24. Очевидно, что сейчас я утрировал, но, надеюсь, суть вы поняли. Такой подход является деструктивным, ведь сеет противоречия как внутри христианского сообщества, так и путём передёргивания фактов порождает мифы и заблуждения среди мирских. Показать, что эти идеи ложные, а также раз и навсегда прекратить их распространение, я считаю необходимым.

Следует сразу уточнить, автор не является воинствующим католиком: я считаю себя убеждённым сторонником "просто христианства" и сам регулярно посещаю именно протестантскую церковь, а внутрихристианские войны не приемлю — нет ни католицизма, ни православия. Есть только вера в Христа. Такой подход подтверждается в послании к коринфянам:

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. (1 Кор 12:4-7)

Итак, в первую очередь необходимо сказать: сам по себе формационный подход, используемый марксистами, является ложным и недоказуемым. Рамки ну очень и очень размыты. Точно также, как невозможно провести чёткую грань между понятиями "светло" и "темно", нельзя найти и точный момент, когда пала феодальная система и воцарила капиталистическая. Чем, к примеру, являлись Соединённые Штаты Америки до декабря 1865-го года? Капитализмом? Рабовладением? Но тогда выходит, что этап феодализма это общество просто пропустило, и настолько упрощать мировую историю, дробя её на куски, абсолютно бессмысленно. Также нужно заметить, что современная экономика любой европейской (да и азиатской, североамериканской — как вам угодно) страны в корне отличается от того, что описывали Луи Блан и Маркс в своих работах, однако же экономическая система современной Британии является такой же, что и была 170 лет назад. Думаю, исходя из вышесказанного, следует понимать под капитализмом рыночную систему.

Начать следует с позиции некоторых людей, считающих, что протестантская Церковь христианской не является. В качестве аргумента в пользу этого утверждения является то, что протестанты А) Являются раскольниками; Б) Исповедуют какие-то нехристианские ценности (что, кстати, наиболее удивительно, если знать историю Реформации). Разберём эти два тезиса по порядку. Несостоятельность первого аргумента может понять абсолютно любой человек. По этой логике, что католическая Церковь, что православная не являются христианскими — раскол-то произошёл. А самое печальное, что "выписыванием из христиан" занимаются сами христиане. Получается, христианства нет уже тысячу лет (а если попробовать натянуть сову на глобус, то и все две тысячи). Да что там, даже у апостолов Петра и Павла были свои разногласия! Второй аргумент также является очень странным: под "нехристианскими" ценностями обычно считают то, что в христианстве якобы не принято менять свою жизнь к лучшему, а всю твою жизнь уже предрешил Господь (это, кстати, больше похоже идеи реформаторов Лютера и Кальвина, но об этом мы конечно же умолчим). Но, в таком случае, как же Бог допустил искушение Адама и Евы? Зачем же Бог дал заповеди, если их соблюдение — это только его воля? Обычно на этот вопрос не отвечают.

Далее, прежде чем рассуждать о пресловутом "духе капитализма" необходимо дать этому понятию определение. Думаю, всех устроит, если мы возьмём определение по Веберу:

"Дух капитализма" — это своеобразный строй мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии

Таким образом, любую дискуссию можно закрывать, просто процитировав отрывок из послания к ефесянам:

"Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4:28)

Однако многие приверженцы идей христианского социализма, а также граждане, считающие, что учение Христа было главной предтечей левых идеалов в политике и экономике, тут же воскликнут что-то вроде "Ага! Тут сказано про то, что то, что нужно делиться с нуждающимися! Христианство и социалистические идеи друг другу не противоречат!", но, нужно понимать, сам акт "уделения нуждающемуся" должен быть строго добровольным (а иначе, какое же это пожертвование?), когда сами социалисты предлагают "уравниловку" под страхом расстрела. Логично, что это никак не соотносится с заповедью «Не желай дома ближнего».

Большинству людей одной цитаты достаточно не будет (и это абсолютно правильный подход!). Итак, даёт ли Священное Писание моральное право на конкуренцию между людьми и стремление к увеличению своего материального благосостояния? Совсем краткий ответ: да. Посмотрим, как это подтверждается Евангелием:

Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, (Гал. 6:4)

В послании к Галатам вообще очень много "интересных" моментов, подтверждающих точку зрения, которая отстаивается в данной статье:

"Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?»" (Мф 20:6-15)

Притча, которую вы можете видеть выше так и говорит: человек имеет право выставлять ту цену (в нашем случае, плату за работу), которая ему вздумается, если эта работа полностью добровольна.

Очень важно, выше вы не увидите ни слова про главный принцип капитализма в глазах людей с абсолютно разными точками зрения — стремление к преумножению прибыли. Но значит ли это, что Священное Писание об этом не говорит? Нисколько. Вот, что написано об этом у Матфея:

"посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Мф 25:27-29)

Таким образом, мы можем понять, что пресловутый дух капитализма — это не исключительная идея протестантской этики (да и, сами подумайте, как тогда могла произойти "буржуазная" революция в исконно католической Франции), а идея, скорее, общехристианская. Представить появление капиталистической системы в мире, в котором христианство не получило бы распространения, невозможно, ибо же христианство с его моралью и этикой капитализм и создало.