Переговоры — важная часть нашей жизни. Неважно, с кем нам приходится общаться: с гендиректором корпорации, контрагентом, покупателем или даже собственным ребенком, который не хочет прибираться в комнате — нужно быть начеку, чтобы выйти из переговоров победителем.
Мы собрали для вас 10 правил, которые помогут достичь вам нужного результата. Не забудьте поделиться в комментариях своими впечатлениями от подборки!
1. Поймите, что вам нужно
До начала даже подготовки к переговорам вам стоит определиться со своей миссией. Ответьте себе на такие вопросы: «Чего я хочу добиться?» и «Как я хочу этого добиться?». Так вы сможете избрать наиболее верную тактику и избавиться от лишних эмоций. Если что-то пойдет не так, вы мысленно сможете вернуться к ответам на вопросы о миссии и исправить ситуацию. Помните, что если вы не придерживаетесь своей миссии, значит, помогаете осуществиться миссии противника.
2. Подготовьтесь к разным результатам
Определитесь со стратегиями поведения в разных ситуациях. «Пропишите» в голове или на бумаге разные сценарии: оптимистичный, приемлемый и нежелательный. Для работы над собой у вас два пути — несколько минут наедине с собой или коллективное обсуждение тактики (это касается и общения с детьми). Кроме того, вы можете отрепетировать свое выступление и подготовить необходимые данные.
3. Согласуйте повестку
Согласуйте с противником вопросы, которые хотелось бы обсудить. Определитесь с теми проблемами, которые волнуют вас больше всего — так вы не будете отвлекаться от основной темы и быстрее придете к взаимопониманию.
4. Избавляйтесь от нужды
Если вам нужен результат больше, чем противнику — вы проиграете переговоры. Не выходите из позиции силы, не давайте контроль своему внутреннему ребенку, который знает только слово «дай». Вашим главным принципом должна стать фраза: «Не нуждаюсь в этой сделке». Вы можете хотеть получить определенный результат, но, на самом деле, нужный вам итог не является единственно верным выходом из ситуации. Помните, что эта сделка — не единственная.
5. Не забывайте о внешнем виде
Не забывайте, что ваш внешний вид должен соответствовать уровню переговоров. Не забудьте надеть на встречу с топ-менеджером деловой костюм. Не менее важны и ваши манеры. С их помощью вы можете произвести впечатление организованного, уверенного в своих словах и хорошо подготовленного в профессиональном плане специалиста.
6. Уважайте собеседника
Какую бы тактику ведения переговоров вы не выбрали, не забывайте быть вежливым. Постарайтесь принять другую точку зрения, посмотреть на ситуацию глазами партнера (или хотя бы сделайте вид).
Помните, что если вы придерживаетесь жесткой линии и не слушаете других, ваши слова воспримут в штыки. А вот если вас знают как человека вежливого, то даже жесткие требования будут рассмотрены более серьезно.
7. Создайте противнику зону комфорта
Существуют и неоднозначные правила. Одно из них — притворится немного рассеянным рядом с оппонентом, ведь люди любят покрасоваться перед другими.
Попробуйте показать собеседнику, что вы ничего не стремитесь доказать ему: не ведите себя слишком горделиво, не пытайтесь выглядеть умнее. Если вы сможете создать для противника зону комфорта, он расслабится и начнет говорить то, что думает на самом деле.
8. Найдите возможности для торга
В процессе подготовки стоит подумать: «В чем я могу уступить?» и «В чем мог бы уступить оппонент?». Продумайте все варианты, приготовьтесь идти на компромиссы (но не стоит начинать сразу с уступок).
9. Контролируйте ход переговоров
Не забывайте о наиболее приоритетных проблемах, не теряйте общую нить обсуждения. Делайте для себя заметки, в конце обсуждения каждого вопроса подводите предварительные итоги, не теряйте из виду попытки противника вас обхитрить, будьте готовы взять паузу в обсуждении.
10. Не бойтесь завершить переговоры словом «нет»
Не забывайте о том, что и у вас, и у оппонента есть право сказать «нет». С помощью отказа вы можете вернуться к обсуждению, когда будете готовы. Если вы чувствуете, что согласие с условиями делает вашу ситуацию только хуже, откажитесь. Не бойтесь никого обидеть. Не говорите «да» раньше времени.
А какие правила ведения переговоров есть у вас? Расскажите в комментариях!