Найти в Дзене
Бортпроводник

Петербург, готовься. «Россия» начнет летать из Пулково на «Суперджетах»

Оглавление

Авиакомпания «Россия», которая когда-то была главным перевозчиком в петербургском аэропорту Пулково, разместит там 10-15 «Суперджетов» и начнет активно летать на них уже летом 2021 года. Эта информация может пригодиться тем, кто придирчиво относится к выбору авиакомпании и воздушного судна на этапе покупки билетов.

Самолет авиакомпании «Россия» в Пулково
Самолет авиакомпании «Россия» в Пулково

Как «Россия» уходила из Петербурга

Авиакомпания «Россия» выросла из базового петербургского перевозчика «Пулковские авиалинии». После того, как она вошла в группу компаний «Аэрофлот», она существенно нарастила флот, но большую часть самолетов отправила в Москву, во Внуково. В Петербурге остались лишь самолеты Airbus A319 и A320. Маршрутная сеть из Петербурга тоже существенно сократилась. Зато в город на Неве стали массово летать другие авиакомпании.

За последние пару лет «Россия» практически полностью перебралась из Внуково в Шереметьево, а группа компаний «Аэрофлот» придумала спихнуть «России» не самые сладкие «куски». Согласно стратегии «Аэрофлота», в парке материнской авиакомпании не останется отечественных самолетов, а внутрироссийские рейсы тоже будут сокращены до минимума. По России активно будут летать «Победа» и «Россия». При этом «Россия» еще и станет самым крупным эксплуатантом отечественных бортов.

Самолет «Сухой Суперджет» в ливрее «Аэрофлота»
Самолет «Сухой Суперджет» в ливрее «Аэрофлота»

То, что «Аэрофлот» брал себе «Суперджеты» по разнарядке сверху, а не потому что был заинтересован в этих самолетах как в максимально эффективных на рынке, было понятно давно. Года три назад даже вышло расследование, которое показывало, что большинство «Суперджетов» «Аэрофлота» стоят у забора, а не летают.

Правда в России есть пример эффективной эксплуатации «Суперджетов» – у авиакомпании «Азимут». Что мешает «Аэрофлоту» показывать те же показатели – загадка. Скорее всего, был просто переизбыток самолетов и, выбирая между Boeing, Airbus и «Суперджетом», «Аэрофлот» при прочих равных ставил на маршрут импортные самолеты.

На тебе боже, что нам негоже

Катaстрофа «Суперджета» в Шереметьево в 2019 году нанесла большой имиджевый удар и по «Аэрофлоту», и по этому типу самолетов. Тогда пoгиб 41 пассажир. Следствие переложило всю вину на пилота того рейса, но при этом вопросы, касающиеся технических характеристик борта, так и не были расследованы.

В 2020 году группа компаний «Аэрофлот» приняла стратегию, в которой и решила избавиться от «Суперджетов», а заодно и от будущих российских среднемагистральных самолетов МС-21.

И те, и другие теперь будут в «России». При этом «Россия» продолжит летать на доставшихся ей в «наследство» от «Трансаэро» крупных Boeing 777 и 747, в том числе на Дальний Восток. «Аэрофлот» не хочет ставить на эти субсидируемые рейсы новые современные Airbus A350 или Boeing 777 и ставит на маршруты более старшие борта «России».

Самолет Boeing 747 авиакомпании «Россия»
Самолет Boeing 747 авиакомпании «Россия»

Последние годы «Россия» была для группы компаний «Аэрофлот», как чемодан без ручки. И нести неудобно, и выбросить жалко. Вроде как обслуживает по доброй памяти Петербург, где есть неплохая сеть и пасспоток. Вроде в Москве перешла в Шереметьево под бок к «Аэрофлоту». Но петербургские рейсы не перевела из Внуково в Шереметьево – чтоб не конкурировать со старшим братом. Еще «Россия» летала на Дальний Восток, выполняла чартерные рейсы к морю вместе с турфирмами... А теперь вот начался новый этап – начала забирать у «Аэрофлота» внутрироссийские маршруты под «Суперджет».

При этом «Россия» – уверенный середнячок по сервису. По багажным правилам не зверствует, чай в пути наливает, даже сухарики какие-то дает.

«В Петербурге планируем забазировать от 10 до 14 самолетов»

Я пристально следил за развитием ее петербургской базы – как никак родной город, летаем оттуда периодически. И, конечно, я сильно опечалился, узнав, что теперь «Суперджеты» будут отправлены и туда тоже.

«В Санкт-Петербурге в этом году мы планируем забазировать от 10 до 14 самолетов Superjet, для которых нам потребуется порядка 30–35 экипажей. Города, в которые они будут летать, уже определены: Архангельск, Мурманск, Краснодар и другие. Поэтому пилоты в Санкт-Петербурге могут для себя сделать выбор», – рассказал летный директор «России» Георгий Баринов в интервью «Авиатранспортному обозрению».

Он отметил, что полеты «Суперджетов» из Петербурга начнутся в июне-июле 2021 года. Журналисты не спросили, будут ли в «России» постепенно заменять на отечественные самолеты существующий парк Airbus, однако, по словам Баринова, «Россия» предложит пилотам, которые летают на этих Airbus, переучиться на Superjet. Это может означать все-таки, что в планах такая замена есть.

Я думаю, пассажиры по-разному отреагируют на появление в петербургском парке «России» «Суперджетов». Кто-то – скептически, как я. А кто-то наоборот обрадуется. Посмотрим, как изменятся показатели авиакомпании со временем. Главное, чтобы была альтернатива для тех, кто не хочет лететь тем или иным бортом.

И еще сразу отвечу на комментарий, который обязательно появится. Мол, какая проблема, ведь при покупке билета сразу видно, какой самолет стоит на тот или иной рейс. Так-то оно так, да не совсем.

Вот сейчас, например, во все города, которые перечислил Баринов, на лето билеты из Петербурга продаются на Airbus. Авиакомпания в любой момент может заменить тип по своему усмотрению. И для пассажира это не будет уважительной причиной, по которой он сможет отказаться от перелета и затребовать назад деньги.