Найти тему
Просвита

Категория трагического в "Поэтике" Аристотеля(польза трагедии для человека)

Оглавление

Исследуя категорию трагического, обязательно надо вникнуть в сущность античного театра и его роль в жизни древних греков. Театр, как общественное явление, возник с развитием литературы, поэтики, риторики и стал прекрасным местом для досуга. Сначала театральное искусство тесно связывалось с религией, мифологическими представлениями, но со временем это уже не могло удовлетворить зрителя, который прекрасно разбирался в мифологии и требовал чего-то нового и оригинального.

Театр в Тавромении, Источник: https://cutt.ly/2z7hLiS
Театр в Тавромении, Источник: https://cutt.ly/2z7hLiS

Первым, кто предсказал кризис тогдашнего театрального искусства, стал древнегреческий философ Аристотель. Мыслитель понимал, что необходимо создавать новые сценарии для театральных выступлений, которые бы вызывали яркие эмоции и приковывали внимание зрителей. Здесь и выходит на передний план трагическое.

Определение трагедии и ее составляющие

В своей работе «Поэтика» Аристотель сформулировал определение трагедии. По его мнению, «это воспроизведение изящным языком серьезного и законченного действия, которое имеет определенный объем; воспроизведение не рассказом, а действием, которое, вызывая сострадание и страх, вызывает катарсиc, то есть очищение подобных аффектов.

В этой трактовке можно увидеть рекомендации для актеров, которыми руководствуются и сейчас. Идет речь о приоритетности действия, активности над простым воспроизведениям текста, что в идеале должно закончиться полным перевоплощением актера в его персонажа.

Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что риторическая составляющая несущественна. Ведь, как отмечал Аристотель, важным элементом изображения трагедии является изящная речь с определенным ритмом, мелодией, стихотворным размером и музыкальным сопровождением. Итак, в основе трагедии лежит действие, усиленное речью, пением или музыкой. Следующим элементом выступают действующие лица, которые должны обладать определенными чертами характера, соответствующими их ролям.

 Жалаюер —  Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина посвященна трагедии "Царь Эдип", которая по мнению Аристотеля является идеалом трагического произведения, Источник: https://cutt.ly/Cz7l4IK
Жалаюер — Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина посвященна трагедии "Царь Эдип", которая по мнению Аристотеля является идеалом трагического произведения, Источник: https://cutt.ly/Cz7l4IK

Аристотель упоминает такое специфическое понятие как фабула. Его мы можем трактовать как «связь событий», то есть основа отображения трагедии. Таким образом, трагедия состоит из следующих элементов: фабулы, характеров, языкового выражения, мыслей, сценического оформления и музыкальной композиции. Эти составляющие являются желанными, но не обязательными. Аристотель отметил, что авторы используют только некоторые из них, но главное, предостерег мыслитель — сохранение фабулы и действия, являющихся целью трагедии.

Мысль должна служить для четкого выражения, характер должен способствовать наилучшему выражению действия, языковое выражение помогает художественно подать мысль в прозе или поэзии. В конце концов, музыкальная композиция служит эстетическим украшением трагедии.

Структура и объем трагедии

По мнению Аристотеля, трагедия должна содержать четкую целостную структуру, а именно: начало, середину, конец. Эта художественная структура, кстати, стала классической и мы руководствуемся ею и сегодня. Как действующие лица, так и неодушевленные предметы, должны быть заметными, то есть иметь определенную величину и порядок, чтобы зритель мог их увидеть и оценить.

Напоследок, что касается объема трагедии, то Аристотель не упоминал каких-то конкретных временных границ. Лишь отметил, что продолжительность трагедии должна обеспечить последовательное развитие событий с плавными переходами от счастья к несчастью и наоборот. Так же, нет четкой границы в количестве героев в фабуле. Их может быть как множество, так и один. Как сказал Аристотель, одни авторы могут с огромным количеством сюжетных линий сохранить текучесть и целостность, а другие и с одним персонажем не справятся.

Вывод

Ознакомившись с категорией трагедии в театральной интерпретации Аристотеля, я осознал, что трагедия первоначально возникла в театральном искусстве и служила для привлечения внимания зрителя, которому надоели другие жанры. Трагедия играет именно на эмоциях, вызывая страх, сожаление, плач, волнение, чувство смерти и служит сильным средством воздействия на зрителей, способна в игровой форме вызвать переосмысление в мыслях зрителя, что последний может использовать в жизни. Трагедия показывает нам не жалких людей, неудачников, или что-то совершенно ужасное. Она демонстрирует действия обычных людей, которые делают ошибки, переживают за их допущения и передает это чувство зрителям.

Итак, трагедия, несмотря на свою, скажем так, печальную сущность, выполняет важное назначение в обществе. Стоит отдать должное Аристотелю за формулирования этой основополагающей теории, ставшей базисом для исследования трагического в Средневековье, Просвещения... и в современном мире уже выходя за театральный контекст.

Литература: Аристотель — Поэтика

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на канал. Читайте также похожий материал о категории возвышенного здесь. Благодарю за внимание!