Исследуя категорию трагического, обязательно надо вникнуть в сущность античного театра и его роль в жизни древних греков. Театр, как общественное явление, возник с развитием литературы, поэтики, риторики и стал прекрасным местом для досуга. Сначала театральное искусство тесно связывалось с религией, мифологическими представлениями, но со временем это уже не могло удовлетворить зрителя, который прекрасно разбирался в мифологии и требовал чего-то нового и оригинального.
Первым, кто предсказал кризис тогдашнего театрального искусства, стал древнегреческий философ Аристотель. Мыслитель понимал, что необходимо создавать новые сценарии для театральных выступлений, которые бы вызывали яркие эмоции и приковывали внимание зрителей. Здесь и выходит на передний план трагическое.
Определение трагедии и ее составляющие
В своей работе «Поэтика» Аристотель сформулировал определение трагедии. По его мнению, «это воспроизведение изящным языком серьезного и законченного действия, которое имеет определенный объем; воспроизведение не рассказом, а действием, которое, вызывая сострадание и страх, вызывает катарсиc, то есть очищение подобных аффектов.
В этой трактовке можно увидеть рекомендации для актеров, которыми руководствуются и сейчас. Идет речь о приоритетности действия, активности над простым воспроизведениям текста, что в идеале должно закончиться полным перевоплощением актера в его персонажа.
Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что риторическая составляющая несущественна. Ведь, как отмечал Аристотель, важным элементом изображения трагедии является изящная речь с определенным ритмом, мелодией, стихотворным размером и музыкальным сопровождением. Итак, в основе трагедии лежит действие, усиленное речью, пением или музыкой. Следующим элементом выступают действующие лица, которые должны обладать определенными чертами характера, соответствующими их ролям.
Аристотель упоминает такое специфическое понятие как фабула. Его мы можем трактовать как «связь событий», то есть основа отображения трагедии. Таким образом, трагедия состоит из следующих элементов: фабулы, характеров, языкового выражения, мыслей, сценического оформления и музыкальной композиции. Эти составляющие являются желанными, но не обязательными. Аристотель отметил, что авторы используют только некоторые из них, но главное, предостерег мыслитель — сохранение фабулы и действия, являющихся целью трагедии.
Мысль должна служить для четкого выражения, характер должен способствовать наилучшему выражению действия, языковое выражение помогает художественно подать мысль в прозе или поэзии. В конце концов, музыкальная композиция служит эстетическим украшением трагедии.
Структура и объем трагедии
По мнению Аристотеля, трагедия должна содержать четкую целостную структуру, а именно: начало, середину, конец. Эта художественная структура, кстати, стала классической и мы руководствуемся ею и сегодня. Как действующие лица, так и неодушевленные предметы, должны быть заметными, то есть иметь определенную величину и порядок, чтобы зритель мог их увидеть и оценить.
Напоследок, что касается объема трагедии, то Аристотель не упоминал каких-то конкретных временных границ. Лишь отметил, что продолжительность трагедии должна обеспечить последовательное развитие событий с плавными переходами от счастья к несчастью и наоборот. Так же, нет четкой границы в количестве героев в фабуле. Их может быть как множество, так и один. Как сказал Аристотель, одни авторы могут с огромным количеством сюжетных линий сохранить текучесть и целостность, а другие и с одним персонажем не справятся.
Вывод
Ознакомившись с категорией трагедии в театральной интерпретации Аристотеля, я осознал, что трагедия первоначально возникла в театральном искусстве и служила для привлечения внимания зрителя, которому надоели другие жанры. Трагедия играет именно на эмоциях, вызывая страх, сожаление, плач, волнение, чувство смерти и служит сильным средством воздействия на зрителей, способна в игровой форме вызвать переосмысление в мыслях зрителя, что последний может использовать в жизни. Трагедия показывает нам не жалких людей, неудачников, или что-то совершенно ужасное. Она демонстрирует действия обычных людей, которые делают ошибки, переживают за их допущения и передает это чувство зрителям.
Итак, трагедия, несмотря на свою, скажем так, печальную сущность, выполняет важное назначение в обществе. Стоит отдать должное Аристотелю за формулирования этой основополагающей теории, ставшей базисом для исследования трагического в Средневековье, Просвещения... и в современном мире уже выходя за театральный контекст.
Литература: Аристотель — Поэтика
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на канал. Читайте также похожий материал о категории возвышенного здесь. Благодарю за внимание!