Власть – асимметричное стабильное социальное отношение, наблюдаемое как перепад возможностей и шансов эффективных действий его участников.
С точки зрения социологии, отношение власти всегда устанавливается только между людьми, одни из которых властвуют, другие повинуются. Без повиновения нет власти. Божественная власть, власть природы над людьми и людей над природой, в том числе – над живыми существами, не обладающими человеческими разумом и волей, магическая власть над духами и силами – все это с точки зрения социальной науки суть метафоры социальной и вообще любой межчеловеческой власти, перенос социальной власти на отношения человеческого с нечеловеческим.
Составляющие представленного определения
- Отношение. Власть предполагает несколько участников, по меньшей мере двух: властвующего и подвластного. Она есть отношение между ними, а не свойство, не качество одного из них. Власть не есть способность, сила (готовность к эффективному насилию), она не субстанциальна, не существует как вещь и не передается как вещь. В случае власти одного человека над другим можно предполагать, что за одним из них стоят превосходящие ресурсы, прямо не задействованные в отношении, но имплицированные в нем, без этих ресурсов власти бы не было.
- Асимметрия – перепад возможностей действия и шансов добиться своего. На стороне властвующих возможности и шансы в рамках данного отношения превышают возможности и шансы подвластных, и чем больше этот перевес, тем власти больше. Однако перевес этот не бывает абсолютным. Если подчиняющийся вообще лишен возможности действовать, власть властвующего сводится к страданию подвластного, становящегося объектом властного действия, и оборачивается безвластием, поскольку пассивный объект бездеятелен. Поэтому даже власть, предполагающая беспрекословное повиновение, допускает в рамках данного отношения относительную свободу выбора действий со стороны подвластных, необходимую для выполнения приказа. Распоряжение человеком как инструментом достижимо, но является не высшим выражением власти, а ее уничтожением как социального отношения.
- Стабильный характер отношения означает, что асимметрия сохраняется в предвидимом будущем. Временной горизонт стабильности власти важен для повиновения приказам, которые отдаются в расчете на то, что повиновение сохраняется. Подвластный повинуется исходя из того, что асимметрия в распоряжении ресурсами сохранится, то есть на его стороне и впредь будет меньше возможностей действовать по своему усмотрению, а на стороне повелевающего – больше возможностей его принудить. Стабильность относительна, она может прекратиться. Власть может передаваться, переходить из рук в руки, но это не передача вещи, а замещение другими людьми сохраняющихся позиций в той же конфигурации и при том же перепаде возможностей. Лишь для участников это выглядит как изменение самого отношения, изменение самого характера власти. Установление данной асимметрии ресурсов и шансов между участниками, то есть генезис власти, есть результат борьбы.
Стабильная власть делает излишним издание значительной части приказов. Перепад шансов образует как бы русло для привычного потока действий, которые сами по себе характеризуются завершенностью, как правило, не зависящей от распоряжения, нарушающего каузальные связи, то есть от создающего новую каузальность приказа. Свободные (в отсутствие приказа) действия означают исполнение основного приказа, введшего их в это созданное властью русло. Именно в качестве свободных они представляют собой действия подвластных, как тех, кто не отдает себе отчета в своем подчиненном положении, так и тех, кто понимает существо дела. В устойчивых организациях, системах, больших сетях не видна изначальная характеристика всего устройства, то есть то, что оно создано приказами ради поддержания и сохранения перепада шансов.
Подвластные находятся в пределах досягаемости для властвующего. Это пространственный аспект власти. Власть означает возможность добраться до тела подвластного, ограничить свободу движений, причинить боль, умертвить. Эта физическая достижимость тела всегда имеется здесь в виду, даже если речь идет о власти символической. Согласие подвластного подчиняться проистекает в таком случае из нежелания вреда для своего тела и страха смерти. Пренебрежение к телу делает более важными символические аспекты власти: обещание спасения (гибели) в религиозном смысле и обещание славы или бесславия как мирских эквивалентов спасения или гибели могут пересилить страх боли и смерти.
- Возможности и шансы действия определяются не только отношениями власти. Например, контроль над источниками воды и пищи, контроль над местностями, имеющими стратегическое значение, владение оружием и т.п., наконец, контроль над институтами славы или доступом к спасению сами по себе не являются властью. Мало иметь важные ресурсы, надо, чтобы другие нуждались в тех же ресурсах, но не имели к ним доступа и вынуждены были повиноваться приказам в обмен на доступ к ресурсам. Богатые ресурсами позиции позволяют обеспечить асимметрию в отношениях, перепад возможностей и шансов. Вместе с тем с ростом социальной дифференциации обнаруживается ограниченность ресурсов власти, прежде всего в вопросах компетентности и умений. Политическая власть, которая предполагает исполнение действий по приказу, основана не только на превосходстве в силе, но и на том, что вышестоящие выступают как носители особых умений и компетентности, необходимой для блага всех участников. Компетентность приказывающего предполагает принадлежность человеческих действий и целей такому порядку мира, которому не может противостоять своеволие. Власть над людьми и власть над вещами переходят одна в другую: так, опытный мореход умеет направить судно, поэтому он отдает приказы команде, но одно только подчинение людей, равно как одни только знания и опыт, не позволят привести корабль к берегу. Это подчинение на основе признания компетентности, осведомленности властвующего в объективных порядках мира затрудняет опознание власти, которая становится лишь одним из звеньев большой каузальной цепочки.
Автор: А.Ф. Филиппов
Подробнее о мотивации повеления и повиновения, а также о современных концепциях власти читайте на сайте Электронной философской энциклопедии.