Индонезия, остров Флорес
Уникальный ритуал пенти можно наблюдать на Западном Флоресе в деревне Вае-Ребо, которая расположена в горной местности на высоте 1100 метров. Она известна не только своими необычными домами с высокими коническими крышами, но также тем, что местные жители народа мангарай во многом сохранили свои старые культурные традиции.
Ритуал пенти очень значим для мангарай. Он знаменует окончание аграрного года, завершение сбора урожая и начало нового сезона. Местные жители, прежде всего, выражают благодарность духам природы и предкам, оберегающим их, дарующим им плодородие и процветание. Пенти отмечают в ноябре, но так как проведение ритуала требует больших затрат, то во многих местах на Флоресе его празднуют раз в несколько лет и лишь в Вае-Ребо – ежегодно 16 ноября.
Ранним утром обитатели Вае-Ребо идут к реке и совершают церемонию призыва в деревню добрых духов воды.
Самым захватывающим праздничным действом становится воинственный танец чачи – своеобразная дуэль на кнутах, демонстрирующая традиционное боевое искусство народа мангарай. В каждом раунде танцевальной схватки участвуют двое молодых мужчин. Пританцовывая, один из участников готовится нанести другому удар кнутом. Второй защищается кожаным щитом и парирует большой плетью. Если кнут попадает по телу, остается глубокий кровавый рубец. Попеременно мужчины наносят друг другу удары. Пролитая участниками кровь воспринимается как дар духам пенти.
Дети подражают взрослым. Здесь тоже свои зрители.
Во второй половине дня проводится церемония почитания духов предков. Все деревенские мужчины собираются у общинного дома и вместе идут на кладбище, которое расположено на примыкающем к деревне склоне горы. На кладбище колонна разделяется – каждая семья идет к своим захоронениям.
Чтобы отблагодарить предков, разводят маленький костерок из тростника и приносят в жертву цыпленка, кровью которого окропляют камень надгробья и выложенный на него рис.
После кладбища мужчины собираются у деревянной арки, символически отмечающей вход в деревню, и плотной группой идут в селение. И снова общие танцы и пение с хороводами у общинного дома.
Самые уважаемые люди деревни молятся у центрального алтаря. В жертву духам приносят большого петуха, и его кровью окропляют алтарь. Далее следуют жертвоприношения других домашних птиц, при этом каждую тушку обжигают на костре, достают сердце и внимательно рассматривают его. Все ритуально убитые птицы, включая маленьких цыплят, съедаются.
Когда стемнеет, мужчины всех кланов торжественно заходят в главный общинный дом. Там молитвы и жертвоприношения продолжаются.
Внутри общинного дома мужчины рассаживаются своими кланами. Каждая группа проводит свои ритуальные действа – люди читают молитвы, приносят в жертву петухов и куриц, обжигают тушки на огне очага и гадают по извлеченным из них сердцам. После окончания общей церемонии в главном общинном доме люди расходятся по своим жилищам, чтобы в каждом из них свершить семейный ритуал призыва добрых духов.
Поздно вечером все мужчины деревни вновь собираются в общинном доме, и наступает еще один важный момент ритуала пенти. Совершается жертвоприношение двух поросят, из тел которых достают один из внутренних органов, измельчают его, смешивают с рисом и церемониально бросают на пол. Несколько мужчин кладут этот рис с мясом на тарелки, выносят на улицу и выкладывают на алтарь. Основные религиозные обряды завершены. Дальше женщины начинают ритуальное песнопение санда, которое должно длиться до самого рассвета без перерыва. И снова танцы.
На сайте sergeykovalchuk.ru больше фото и информации.