Школьная программа по литературе всегда становилась предметом ожесточённых споров: одним кажется, что в ней слишком мало действительно полезных и интересных детям произведений, а другие считают, что в ней много устаревших материалов. Мы собрали семь книг из школьной программы по литературе, которые давно пора оттуда убрать.
«Слово о полку Игореве»
Многие считают, что фрагменты древнерусской литературы, куда относится и «Слово о полку Игореве», лучше изучать в рамках исторического контекста. Дело в том, что язык этих произведений сложен для понимания, а существующие переводы далеки от первоисточника. В итоге «Слово» несёт более историческую ценность, нежели литературную.
«Война и мир», Л.Н. Толстой
Эпопея Льва Толстого, к сожалению или к счастью, считается одним из главных претендентов на вылет из школьной программы по литературе. И дело вовсе не в том, что кто-то сомневается в его гениальности. Просто произведение оказалось слишком объёмным и скучным для школьников. К тому же редко какой взрослый способен без посторонней помощи оценить всю сложность и многоплановость романа, не говоря уже о старшеклассниках.
«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин
Казалось бы, повесть не отличается сложным языком или затянутым сюжетом, так зачем её исключать? Всё просто. Современным детям, растущим на фильмах и сериалах под приправой феминизма, сложно примерить образ героини и понять её мотивы. «В море полно рыбы», — сказала бы Лиза из 2021 года, пройдя несколько сеансов психотерапии. Но Карамзин не мог этого предвидеть.
«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский
К Достоевскому предъявляют примерно те же претензии, что и к Толстому: скучно, растянуто, сложно. Действительно, в романах писателя много метафор и философских вопросов, которые недоступны для понимания детям в силу возраста. По тем же причинам ученики видят в «Преступлении и наказании» не столько душевные терзания героев, сколько жестокость.
«Тарас Бульба», Н.В. Гоголь
Как и «Бедная Лиза», великое произведение о патриотизме и долге перед государством больше не находит отклика среди учащихся. События повести Гоголя далеки от нашей действительности и непонятны детям. Ученики видят здесь насилие, разжигание войн, жестокость и сыноубийство, а поступки героев кажутся им несправедливыми.
«Муму», И.С. Тургенев
Изменилось отношение детей и к трогательному рассказу Тургенева о немом дворнике Герасиме. Нелёгкая судьба русского мужика и полюбившейся ему собачки теперь воспринимается как нечто травмирующее, а произведение считается слишком жестоким для учеников средних классов. К тому же сейчас детей больше интересуют положительные и вдохновляющие примеры борьбы с системой, чужой бестактностью, эгоизмом, угнетением, чем точно не может похвастаться «Муму».
«Тихий Дон», М.А. Шолохов
Роман Михаила Шолохова не смог избежать участи предыдущих произведений из подборки. «Тихий Дон» кажется слишком объёмным и жестоким для школьного возраста, к тому же в современных реалиях он практически лишён какой-либо поучающей составляющей. Многие специалисты предлагают заменить его на более простой, понятный и злободневный рассказ «Судьба человека».
Как видно, многие великие произведения настолько безнадежно устарели, что дети попросту не понимают, о чём они и зачем их изучать. При этом многие романы не выдерживают конкуренции из-за объёма и стиля, до некоторых нужно просто дорасти, а на другие не стоит тратить время даже в сознательном возрасте. А как вы думаете, какие произведения давно пора убрать из школьной программы?