Работая в образовании заметила, что дети перестали читать. Но это замечаю не только я , но и родители. Когда пытаешься объяснить взрослому важность чтения, то слышишь в ответ «Он не хочет читать. Я не могу его заставить читать и.д.» Ну а следующий шаг родителя-это перевалить поиск и решение проблемы на педагога или психолога. Так сказать я не могу, ну а вы пробуйте. Мгновенно наступает разочарование, ты понимаешь, что родители не будут принимать в этом участия, но результат хотят.
В данной статье я расскажу небезразличным родителям, как сделать шаг на встречу развития своего чада.
В чем я вижу причину не желания читать современных детей. Выделяю 2 главные причины, от которых должен отталкиваться каждый взрослый.
1. Личный пример. Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший - тоже. А вы вообще читаете? Ответьте на этот вопрос себе честно. Статьи в интернет сети не считаются. Если в семье никто из взрослых не читает, могу сказать с результатом 99,9% ваш ребенок читать не будет. Что бы исправить ситуацию рекомендую ввести в семью традицию «Час чтения», когда вся семья читает целый час книгу. Важно, что бы книги были выбраны, каждым самостоятельно.
2. Снижение ценности чтения для современного ребенка является увлечение детей гаджетами, интернет, телевизор. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова. Благодаря современным технологиям у детей формируется клиповое мышление. Оно мешает нам получать целостную информацию. Например, большинство детей в подготовке к какому-либо предмету начнут поиск информации через интернет, могут послушать видео, прочитать отрывок статьи и т.д. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит ребенку усвоить полностью подготавливаемый урок.
Я предлагаю вам с помощью метафоры достучаться до своих детей и объяснить как важно читать. Притчи — это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы. Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы; что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.
Сядьте с ребенком поудобнее и прочитайте ему притчу.
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное. Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца. В этот момент слепой мальчик закричал:
— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач. Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
— Да, верно.
Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.
— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги». (притча взята из книги А. Лопатина)
После прочтения ответьте с ребенком на вопросы. Важно, что бы отвечали на вопросы и родители и дети. Должно идти взаимное обсуждение.
- Любите ли вы читать?
- Расскажите о книге, которая научила вас чему-либо важному.
- Что еще, кроме книг, может научить человека чувствовать переживания другого? (Природа, музыка, искусство.)