Есть на рынке около моего дома особая категория продавцов-пенсионеров, которые торгуют , попросту говоря, от скуки.
Как правило, это люди, не обремененные детьми и внуками. Я знакома с одним из них старичком по имени Павел Ильич. Ему восемьдесят лет, но выглядит он ещё молодцом. Дети у него выросли и разъехались в большие города. Внуки приезжают к деду совсем редко, на праздники, несколько раз в год. Всё остальное время Павел Ильич живет один, он недавно овдовел.
Вместо того, чтобы сидеть на лавочке у подъезда, нашел он себе занятие. Теперь каждый день с 10 до 16 часов торгует на рынке, что рядом с домом. Выносит на продажу всё: ненужные инструменты, старые книги, одежду и многое другое. Раскладывает товар за замызганном коврике, садится на деревянный ящик из-под фруктов и ждет покупателей. Их он высматривает опытным взглядом, как бы сразу определяя, насколько перспективен человек в общении. Именно этого не хватает пенсионеру. И совершенно не волнует Павла Ильича, купит у него что-то клиент или нет, пенсии ему на жизнь хватает. Зато наслушается за день городских сплетен, перемоет косточки знакомым. В общем, хорошо проведет время.
Встречается на рынке вполне устоявшееся и , если можно так выразится, профессиональное сообщество бабушек-торговок. Как правило, они никогда и нигде не работали, поэтому получают минимальную пенсию. Смысл их жизни — рынок, туда они несут всё, что есть на огороде и в погребе: молодые редиску и огурчики, оставшиеся с зимы соленья и варенья. Обделяя порой собственных домочадцев. Выглядеть они стараются обшарпанно, специально надевая одежду, которой, казалось бы, прямая дорога на свалку. Сидят они, бедные, там в полуденный зной и пробирающий до костей холод зимой. А моросящий дождь и порывистый ветер осенью и весной, кажется, их совсем не волнует. Купишься на спектакль — не взыщи, обязательно переплатишь вдвое, а то и втрое. Покупателей ищут себе побогаче, накручивая цену. Однажды на моих глазах одна такая старушка прикинулась так, что молодой парень, проходивший мимо, купил у неё весь товар за 50 тысяч рублей, хотя, по факту, его там было не больше, чем на 1000. Что заставляет бабушек и дедушек быть базарными, лично мне совершенно непонятно. Кто-то, наверное, помогает детям и внукам, кто-то просто общается. А недавно рассказали мне такой случай. Один дедушка всю жизнь торговал, тем, что находил на свалке. Отчистит, отмоет — и на базар несёт. Старьевщиком был. Все его жалели, покупали и сдачу не просили, подкармливали, вот, мол, бедненький, никому не нужный. А когда он умер, родственники, вскрыв квартиру, обнаружили в него почти один миллион долларов. Зеленые бумажки он хранил в стеклянных банках, закатанных железными крышками. Вот вам и дедушка — подпольный миллионер.