Найти тему
HistoryFacts

Безбашенная шведская школа танкостроения. Часть 1

Среди танковых держав, Швеция в числе лидеров по кол-ву технических решений и оригинальных машин. Но какими путями она пришла к этому, давайте разбираться.

По окончанию Первой Мировой Войны, Германия как проигравшая сторона согласно Версальскому договору 1920 была ограничена в производстве и разработке танков. Им ничего не оставалось как заниматься разработкой танков в других странах.

Немецкие оружейники стали постепенно налаживать взаимодействие со своими шведскими коллегами, в первую очередь с компаниями Bofors (артиллерия) и Landsverk.

В Швеции танки называют Stridsvagn (Strv), в переводе — «боевая машина». Первые десять танков, лёгкие LK-II, Швеция купила в начале 20-х годов у Германии, и они поступили на вооружение королевской армии под обозначением Strv m/21.

Strv m/21,  то ли лёгкий танк, то ли тяжёлый трактор)
Strv m/21, то ли лёгкий танк, то ли тяжёлый трактор)

В 1928 году шведы начали работу над первым проектом собственного танка. Назывался он очень заковыристо: Mogårdshammarstridsvagnen (в честь арсенала Могардшаммар). Его автором был Фриц Хейгль, майор австрийской армии. К сожалению, в 1929 году Хейгль умер, что поставило крест на разработке машины.

В это же время на Landsverk начал работу немецкий инженер Отто Меркер. За пару лет до того Меркер разработал колёсно-гусеничное шасси оригинальной конструкции. Изюминкой шасси Меркера было то, что переход с гусеничного на колёсный ход занимал всего 30 секунд и не требовал выхода экипажа из машины. На испытаниях танк, позже получивший индекс Strv fm/31, развил максимальную скорость 75 км/ч — почти как танк Кристи. Но в колёсно-гусеничном варианте он был слишком дорогим и сложным, так что у конструкторов появилась идея создать на его базе чисто гусеничную машину.

Strv fm/31
Strv fm/31

Так появился Landsverk L-10, он же Strv m/31. Для своего времени это был очень неплохой танк, с бронёй толщиной до 25 мм и вполне достойным вооружением. Проектируя танк для Швеции, Меркер ненавязчиво обкатывал идеи для немецкой танковой промышленности. На танках стояли немецкие двигатели, вооружение Strv m/31 имело немецкие корни. Наконец, башня во многом пересекалась с аналогичным узлом немецкого танка Leichttraktor.

Strv m/31
Strv m/31
Leichttraktor
Leichttraktor

Отто Меркер продолжал свою бурную деятельность. В начале 30-х годов Landsverk стала рассматривать как потенциальных клиентов не только шведскую армию, но и армии других государств. С 1933 года шведы предлагали потенциальным заказчикам четыре типа танков от двухместного разведчика до того самого Strv m/31, который в четвёрке был самым тяжёлым. В итоге «выстрелил» трёхместный L-60 — первый в мире танк с торсионной подвеской. Им заинтересовались швейцарцы и ирландцы, а Венгрия даже купила лицензию на производство и запустила машину в серию под обозначением 38M Toldi.

L-60
L-60
Командирский вариант 38m Toldi с антенной
Командирский вариант 38m Toldi с антенной

К этому времени Меркер уже покинул Швецию и отбыл в Германию, где его талант требовался уже для производства немецких машин.

Конец первой части.