Люблю Некрасова. Люблю его простые, безыскусные стихи.
Покопайтесь у себя в памяти и удивитесь, сколько, оказывается , знаете его стихов. Или, хотя бы, читали в детстве:
“Однажды в студеную зимнюю пору…”
“Есть женщины в русских селеньях…”
Песню “Коробочка” из поэмы “Коробейники” регулярно исполняет на концертах какой-нибудь бравый народный хор.
А мемы на тему горящей избы и коня обновляются к каждому празднику 8 Марта.
Единственное произведение Некрасова, которое не могу принять — поэма “Кому на Руси жить хорошо”.
Почему?
Почитаем текст внимательно и определимся:
Кто такие странники: искатели правды или любители легкой жизни?
С чего начинается поэма?
С того, что случайно встретились семь мужиков. Некрасов пишет, что “на дороженьке”, но, скорее всего, в трактире при дороге.
Каждый шел по своим делам.
Один — в кузницу.
Другой — в соседнее село звать попа на крестины.
Дед Пахом нес на базар мед, продавать.
Братья Губины шли ловить коня.
Была весна: ”А время уж не раннее — подходит месяц май”.
А вместе с ним наваливаются и крестьянские заботы: поправить избу после зимы, вспахать, посеять яровые, ячмень, овес, лен. Да успеть еще посадить картошку, репу, свеклу, чтобы было чем кормиться зимой.
Или отправиться в отхожий промысел, зарабатывать деньги для семьи.
Сначала мужики всерьез никуда не собираются.
Ну, выпили, потянуло на философские вопросы, потом, как водится, на драку. Да и спор о счастье был вообще без доказательств, а кто кого перекричит и сильнее бока намнет.
Их мечты про водку, хлеб, огурцы, квас и чай —не более, чем шутка:
"Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку",-
Шутили мужики.
И только когда пеночка твердо пообещала им ежедневную выпивку и закуску, неубиваемую одежду и обувь, мужики поняли: вот он, шанс!
Возможность не столько найти найти счастливого человека, сколько самим стать счастливыми и свободными.
Представьте беспокойство родных, когда почтенные отцы семейств не вернулись домой!
И их изумление, когда соседи(которые все видят) рассказали о том, что странная компания удаляется все дальше от дома!
По воле автора, мужики бросили хозяйство, детей, престарелых родителей. Они знают, не вчера родились, как трудно будет семье без них.
На мой взгляд, затея Некрасова — отправить мужиков искать счастливого, делая несчастными свои семьи — идея на “двоечку”.
“Бухают все!”
В поэме начинают пить с самых первых строчек. Пьют все, всегда и по любому поводу: от радости, от горя, от тяжелой жизни. Пьют до кровавой драки, до пьяных слез.
Пьют даже женщины: старуха с ярмарки, у которой уродилась репа, и Матрена Тимофеевна.
А ведь мне рассказывала бабушка(со слов своей матери), что женщинам в те времена пить было не то, что неприлично, а позорно. А уж чтобы почтенная мать семейства села с голодранцами водку пить — это было немыслимо!
Даже надёжа Некрасова, несовершеннолетний Гриша Добросклонов( старшему брату его, Савве, 19 лет), и то вместе с братом”...пили водку в праздники с крестьянством наравне”. И не в праздники тоже, судя по сцене на пароме.
Почему Некрасов забросил поэму на несколько лет?
Часть про Матрену Тимофеевну поэт закончил в 1873 году, а "Пир на весь мир” в 1877.
Учебник литературы за 10 класс(автор Лебедев Ю.В.) объясняет это затянувшимся творческим кризисом.
Всю жизнь Некрасов метался, пытаясь соединить поэзию и гражданственность. “Кому на Руси…” — это вершина его метаний, попытка запихнуть в стихи политическую агитку в стиле “а ля рюс”. И хороших стихов не получилось, таких, чтобы сами слетали с языка, и картина жизни русского крестьянства вышла однобокой.
Цитата из учебника:” Когда в феврале 1875 года у поэта спросили, каков будет финал его произведения, Некрасов отвечал с иронией: ”Если порассуждать, то на белом свете не хорошо никому”. Тогда же, в беседе с Г.И.Успенским, Некрасов сказал саркастически, что счастливцем будет у него “спившийся с круга человек”, повстречавшийся странникам в кабаке”.
Видимо, поэт и сам понял, что с ежедневным ведром водки до Питера не дойдешь.
А действительно, какое расстояние прошли крестьяне за пять месяцев?
И в какой губернии происходит действие?
Однозначно, начинается в Ярославской, родной для Некрасова губернии.
Поэт тщательно продумывал важные для текста названия деревень, чтобы усилить впечатление бедственного положения крестьян. Но если это было несущественно, Некрасов просто оставлял, как есть.
В самом начале поэмы упоминается село Великое, куда дед Пахом шел продавать мед. Это реально существующее село в сорока километрах к югу от Ярославля.
Один из крестьян шел в село Иваньково позвать священника окрестить ребенка. Это тоже реально существующее село рядом с Ярославлем.
Почему именно в Иваньково, а не поближе?
Село считалось центром духовной жизни губернии, здесь проходили крестные ходы.
Поэтому пригласить священника из Иваньковской церкви было очень значимо для крестьян.
Село Кузьминское, где проходила ярмарка.
Жители другого ярославского села Вятское утверждают, что именно их село было прототипом”богатого, грязного торгового села”. Основываются они на рельефе местности:”по косогору тянется, потом в овраг спускается, а там опять на горочку” и на том, что в 19 веке Вятское действительно было большим торговым селом, в котором было все, что описал Некрасов.
Не спорю, поэт жил недалеко от Вятского, наверняка, был там не единожды. И описал ярмарку такой, какую увидел в Вятском. Хотя географически она происходила в Кузьминском.
Деревня Клин Костромской губернии, где живет Матрена Тимофеевна, и откуда за ночь она, беременная, дошла до губернского города.
Почему Кострома?
Дело в том, что в этом городе находился единственный на всю Россию памятник Ивану Сусанину.
“Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
"Чей памятник?" - "Сусанина".
Памятник поставили в 1851 году. Вероятно, сам факт памятника простому мужику так врезался в память Некрасова, что он упомянул об этом в поэме. Правда, он не знал(или забыл), что на памятнике ДВА человека, царь Михаил Федорович и Сусанин. В послереволюционное время памятник снесли, а в 1967 в городе поставили новый, где Сусанин действительно ОДИН.
А на этом фото дом губернатора и торговый Гостиный двор, где Матрена испугалась селезня.
Саму деревню Клин найти не удалось. Может быть, она вошла в состав города, либо попросту исчезла.
Что делали странники в Костромской губернии? Почему отклонились от прямого пути в Санкт-Петербург?
Искали Ермилу Гирина.
Да, того самого справедливого мужика, которого держал мельницу на Унже, реке в Костромской губернии. Некрасов в тексте поэмы об этом не говорит, но зачем бы странникам идти в другую сторону от столицы?
Становится понятным и место действия “Последыша”.
Сначала странники встречаются с бывшими крепостными графа Утятина, потом навещают Матрену Тимофеевну, а потом пируют с теми же мужиками.
Некрасов дает нам важную подсказку о месте действия— паром через Волгу.
Недалеко от Костромы есть город Красное на Волге. Расстояние от него до областного центра около 40 километров. И там есть паром. Скорее всего, он действовал и в 19 веке.
А еще Некрасов в двух местах говорит о пожаре:
“Тотчас же за селением
Шла Волга, а за Волгою
Был город небольшой
(Сказать точнее, города
В ту пору тени не было,
А были головни:
Пожар всё снес третьеводни).”
“Три дня тому сгоревшего
Обугленного города
Картина перед ним:
Ни дома уцелевшего,
Одна тюрьма спасенная,
Недавно побеленная,
Как белая коровушка
На выгоне, стоит.”
Интересно бы было найти информацию о пожаре, Некрасов не зря ее включил в текст.
Так какое расстояние преодолели путники с весны до конца лета?
Расстояние от Ярославля до Красного на Волге по прямой 80 километров, по дороге 120.
Даже с заходом на ярмарку и к Матрене Тимофеевне получается, что с конца апреля до конца августа странники прошли всего около 200 километров.
Когда они пришли к последышу, был сенокос, середина-конец июля:
“Петровки. Время жаркое.
В разгаре сенокос.”
Петровский пост приходился на июнь-июль.
А когда пришли к Матрене Тимофеевне, уже вовсю убирали урожай:
“Довольны наши странники,
То рожью, то пшеницею,
То ячменем идут.”
"Льны тоже нонче знатные…”
“Поспел горох! Накинулись,
Как саранча на полосу…”
“Вся овощь огородная
Поспела; дети носятся
Кто с репой, кто с морковкою,
Подсолнечник лущат,
А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая!”
“Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!"
Все это убирают в конце августа.
Конечно, такую неторопливость можно объяснить тем, что они разговаривали с людьми в поисках счастливого.
Но, во-первых, они уже узнали, что среди крестьян, помещиков и священников таких нет.
Во-вторых, те, кого они еще не спросили, живут в столице, до которой еще добираться и добираться.
Все -таки считаю, что здесь ведро водки виновато:))
Что еще лежит на поверхности, но на это почти никто не обращает внимания?
Считается, что семь мужиков были из семи деревень:
“Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож…”
Однако среди них были братья Губины, которые шли в СВОЕ стадо, вместе. Трудно представить, что бы один из братьев пришел в другую деревню, чтобы сделать простое дело — поймать лошадь. Скорее, они в соседних дворах живут.
Здесь может быть такое объяснение:
Неелово называется также Неурожайко.
И таким образом деревень по факту всего шесть.
Дочитали статью до конца?
Если понравилась тема — можете отметить лайком.
Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного!