105,8K подписчиков

Если нет захоронений, то не было ни Куликовской, ни Грюнвальдской битв?

661 прочитал

Куликовская битва и Дмитрий Донской – эти имена звучат для каждого со школьной поры всегда вместе и являются предметом гордости. Великая победа и два невероятных события: поединок монаха Пересвета с татарским богатырём и поступок князя, который в простом доспехе встал в ряды Передового полка, чтобы до конца быть вместе со своим войском – в победе или гибели!

В 1980-е годы археологи стали подробно изучать Куликово поле и столкнулись с проблемой: находок почти не было. Останков убитых воинов не нашли ни в каком виде: ни разрозненными телами, которые в большом количестве должны были остаться на поле сражения, ни в захоронениях павших. Остатки оружия в ходе раскопок попадались, но их было невероятно мало. Попытки что-либо обнаружить (гектары окрестностей были исследованы металлоискателями с привлечением воинских частей!) принесли очень скудные результаты: несколько десятков металлических фрагментов с неопределенной датировкой. Отдельные фрагменты копий, кольчуг, топоров никак не могли быть свидетельством битвы, в которой участвовали десятки (или сотни?) тысяч человек.

Монумент на Куликовом поле
Монумент на Куликовом поле

Отсутствие большого количества археологических находок на месте битвы объясняют огромной ценностью одежды, оружия и доспехов. К примеру, стоимость полного комплекта доспехов профессионального воина равнялась стоимости 40 коров. В короткие сроки после битвы «добро» было практически полностью унесено, тем более что летопись говорит: войско неделю «стояло на костях».

Сторонники «новой хронологии» утверждают, что Куликовская битва состоялась совершенно в другом месте – практически напротив Московского Кремля, там, где позже появился храм Всех Святых на Кулишках, отсюда и Куликово поле.

О месте спорить мы не будем, тем более что последние исследования почвы на Куликовом поле дают в нескольких местах огромное скопление органики – впереди множество проб и анализов, но хочется сослаться на грандиозную битву, зафиксированную в хрониках нескольких государств – Грюнвальдскую.

По подсчёту польского историка Стефана Кучиньского, 39 000 человек было в польско-литовской армии и 27 000 — в тевтонской (из них 250 — посвящённые братья-рыцари). Сегодня эти цифры считаются многими историками близкими к реальным.

В 2014–2016 годах международная команда археологов при помощи металлодетекторов обследовала несколько сотен гектаров возле деревни Грюнвальд, а также возле часовни, возведённой сразу после сражения, но собственно место великой битвы (долина реки Вельки Струмен) так и не удалось локализовать. Массовых захоронений павших в ходе раскопок найти тоже не удалось. Судя по обнаруженным арбалетным болтам, фрагментам оружия и снаряжения, какие-то стычки в ходе сражения проходили на очень большой территории, но ни локализовать место битвы, ни обнаружить погребения павших в ожесточённой битве воинов с той и другой стороны не удалось (напомню, несколько часов сражались с переменным успехом 66 тысяч пеших и конных).

Если исходить из логики, которую применяют к Куликову полю открыватели «новой истории», Грюнвальдской битвы тоже не было?

Но попробуйте об этом сказать полякам! А нашим можно?