Найти тему
Финансовая газета

Счетная палата предрекает повторение «бензинового кризиса» 2018 года

В России может повториться топливный кризис, подобный тому, который случился в 2018 году. Такой прогноз в своем отчете по итогам 2020 года сделала Счетная палата (СП).

«В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности», - предупреждает контрольное ведомство в своем документе.

Всем известна пессимистичная риторика структуры, возглавляемой Алексеем Кудриным. Однако на сей раз данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) подтверждают озабоченность Счетной палаты: розничные цены на бензин непрерывно растут с начала января, то есть, уже девятую неделю.

Так, согласно статистике ЦДУ ТЭК , самый значительный рост цен был зафиксирован на Дальнем Востоке – плюс 60-62 копейки в Бурятии, 56-95 копеек в Камчатском крае, 42-48 копеек в Хабаровском крае и Амурской области.

В целом по стране средние цены бензина Аи-92 на прошлой неделе выросли на десять копеек, достигнув 44,67 рубля за литр, а Аи-95 - на девять копеек до 47,98 рубля за литр.

Из истории вопроса

Весной 2018 года жители России увидели резкий рост цен на бензин на фоне увеличения мировых цен на нефть. Это побудило правительство принять ряд мер, позволивших стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке.

Важную роль в стабилизации цен сыграл разработанный кабинетом министров демпферный механизм, с помощью которого удалось минимизировать эффект от колебания мировых цен на нефть на стоимость топлива в России.

Вместе с тем, в конце прошлого года и начале нынешнего нефтяные котировки вновь начали рост. По данным на 13:22 мск цена на майские фьючерсы Brent на Лондонской бирже составляла 67,81 доллара.

В российских реалиях уже много лет оказывается, что проблемой являются как низкие цены на нефть, так и высокие, отмечает шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев.

«При дешевой нефти, наши экспортеры теряют в валютной выручке и пытаются отыграться на внутреннем потребителе, что правительство им до определенных пределов делать позволяет, поскольку налоги с нефтяной отрасли, по-прежнему - главный источник доходов бюджета, и как раз особенно в трудные времена. А свои прибыли нефтяные компании затем инвестируют в новую добычу, что становится залогом доходов бюджета и выполнения социальных обязательств правительства в будущем. Когда же нефть в мире дорожает, то нефтяникам становится выгоднее как можно больше нефти и переработанного топлива отправлять на экспорт, так как прибыль там больше, чем от продажи бензина внутри страны», - указывает собеседник «Финансовой газеты».

По мнению эксперта, если ситуацию не отрегулировать вовремя, то в нашей нефтедобывающей стране либо возникнет дефицит бензина, либо НПЗ станут намеренно подтягивать внутренние цены все выше, дабы продажа бензина внутренним потребителям приносила им прибыль, сравнимую с доходами от экспорта.

В свою очередь старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман видит еще одну причину роста цен на топливо: по его мнению, это и затянувшаяся корректировка параметров демпферного механизма, а также некоторый дефицит, который образовался из-за низких запасов бензина.

«Еще в начале года вице-премьер Александр Новак настоятельно рекомендовал крупным топливным компаниям значительно нарастить объемы запасов бензина к весеннему всплеску спроса. Напомню, что на тот момент они держались на уровне 1,2-1,3 миллиона тонн при нормальных значениях 1,7-1,8 миллиона. Однако топливные компании, не очень торопились с исполнением, возможно увязывая этот вопрос с назревшим пересмотром демпферного механизма, для того чтобы повысит маржинальность производства и продажи топлива», - подчеркивает он.

Эксперт напоминает, что российское правительство пошло на встречу, изменив формулу демпфера на более выгодную для производителей и сетей АЗС, а топливные компании начали наращивать производство. И – к началу марта нарастили до 1,55 миллиона тонн. Тем не менее, уровень запасов все еще отстает.

И все же, как заявил в эфире телеканала «Россия-24» заместитель министра энергетики Павел Сорокин, в ведомстве не видят предпосылок для повторения топливного кризиса 2018 года. По его словам, демпферный механизм, предусматривающий увеличение нормативов биржевых продаж бензина с десяти до одиннадцати процентов от объема производства, окажет положительное влияние на топливный рынок.

«Принятые меры обеспечат дополнительное предложение на рынке, что позволит удовлетворить растущие потребности в бензине, и создать профицит мощностей по выпуску бензина», – отметил замминистра.

Однако, опрошенные «Финансовой газетой» эксперты не разделяют оптимизма Минэнерго. Как считает Петр Пушкарев, тот самый механизм демпфера, который третий год подряд как бы должен подстраховывать нас от резких колебаний цен на заправках, оказался несовершенным.

«Скорость изменения нефтяных котировок, начиная с весны 2020 года, стала просто бешеной, и прежние параметры демпфера элементарно за ней не успевают. Пока цены на нефть падали до 20 долларов и ниже, а затем долгое время держались ниже цены отсечки в 43,5 доллара за баррель, производящие бензин заводы сами успели заплатить в бюджет около 400 миллиардов рублей, потому что при низких экспортных ценах, платят правительству они, а при высоких - наоборот, им еще доплачивает правительство. Но для сравнения, в качестве компенсации за “джентльменское” сдерживание цен на бензин, компенсации нефтяникам из бюджета за весь 2019 год оказались меньше, составив порядка 282 миллиардов. Суммарно за два года, демпфер вышел нефтяникам боком, чем они остались очень недовольны, да еще и цены на заправках почти не опускались», - обращает он внимание.

Эксперт указывает, что суммы правительственных компенсаций оказались меньше, чем они могли бы диктоваться уже давно реально изменившимся положением дел. Так, если в прошлом году расчетная цена на тонну бензина составляла 53,6 тысячи рублей, то в нынешнем - 56,3 тысячи.

В свою очередь Александр Розман уверен - повторение сценария 2018 года роста цен на бензин обязательно спровоцирует дополнительную инфляцию.

«В России доля транспортных издержек занимает существенную часть в розничных ценах. Особенно критична в этом плане ситуация для Сибири и Дальнего Востока. Поэтому сопоставимый с 2018 годом скачок цен на топливо, может привести к росту общего уровня инфляции с текущих 5,7% до 6,0-6,5%. Для граждан это станет дополнительным фактором снижения реальных доходов, а для экономики в целом, почти наверняка переведет послепандемическое восстановление на более медленные рельсы», - полагает он.

Так стоит ли опасаться «страшилок» Счетной палаты? – Петр Пушкарев считает, что кричать «караул!» преждевременно.

«Ради сдерживания цен правительство пошло навстречу НПЗ, и более высокая проиндексированная цена будет распространяться в формуле “задним числом” на предыдущий период за 2019-2020 годы. Сами же суммы компенсации вырастут после корректировки расчетной цены на бензин в формуле демпфера на размер актуальной инфляции в пять процентов. Благодаря этому согласованному правительством трюку, и получив солидный кусок пирога из бюджета, нефтяная отрасль сможет “смилостивиться” над простым потребителем и снизить отпускные внутренние цены на бензин, а, значит, сможет прекратиться и рост цен на заправках», - резюмирует он.