Прогнозные сценарии, результаты расчетов и анализа помогают формировать и корректировать стратегию компании.
Эта статья включена в раздел справки Budget-Plan Express – программного продукта для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel
Планирование – это методика построение прогнозов и определения рисков для эффективного управления компанией – инструмент принятия решений и управления рисками.
И несомненно, #структура входных данных для прогнозных планов не может быть просто взята из бухгалтерской программы… она должна быть тщательно проработана. То есть данные, предварительно, нужно структурировать таким образом, чтобы они отображали ту аналитику, которая использовалась при разработке стратегии компании.
Аналитические данные представляют #структурированные данные – по группам продуктов, по отделам, по поставщикам, по клиентам и т. д. Как правило, в одной группе должно быть не более 15-20 элементов, иначе они трудно поддаются анализу. Проще говоря, данные всегда нужно группировать до разумного количества – для графического представления и аналитического прочтения. То есть они (данные) должны отражать цели анализа, отображающие, например, деятельность партнеров, групп продуктов и т. д.
Используйте, например, закон Парето при группировки данных, уделяя внимание актуальным данным, и относя к «прочим» неприоритетные данные. Закон Парето, например, для планирования продаж можно сформулировать так: «80 процентов продаж приносят 20 процентов продуктов».
Итак, подведем итог
1. Степень детализации данных в бизнес-планах не должна уподобляться бухгалтерской, складской или ERP-системе.
2. Аналитический срез должен содержать не более 15-20 элементов.
3. Группируйте данные – по группам продуктов, по отделам, по поставщикам, по клиентам и т. д.
4. Используйте закон Парето, уделяя внимание актуальным данным, и относя к «прочим данным» неприоритетные данные.
5. Тщательно продуманная структура данных значительно сократит время подготовки бизнес-плана и улучшит качество анализа.
Подготовка данных
Как правило, подавляющее большинство проектов планируются в горизонте до 3 лет (36 месяцев).
До начала планирования в программе или в Excel , напишите простое ТЗ (техническое задание) – в котором будут отражены основные параметры проекта – по продуктам, оплатам, поставкам и т. д.
Пример подготовки данных
Продукты:
1. среднегодовая цена или цена на начало года,
2. риски, влияющие на изменение цены,
3. прогнозные цены из опубликованных экспертных источников, или экспертные оценки диапазонов цен на начало и конец каждого года (прогноз на 3 года),
4. годовой объем продаж (циклическое производство),
5. #сезонность объемов продаж (циклическое производство),
6. #график продаж (дискретное производство, например – строительный проект),
7. рекомендуемый запас готовой продукции (за месяц).
Оплаты:
1. период начало продаж,
2. варианты продаж (условия продаж для различных категорий клиентов),
3. условия рассрочек платежей (для различных групп клиентов).
Поставки:
1. среднегодовая цена или цена на начало года,
2. риски, влияющие на изменение цены,
3. прогнозные цены из опубликованных экспертных источников, или экспертные оценки диапазонов цен на начало и конец каждого года (прогноз на 3 года),
4. расход на единицу продукции,
5. рекомендуемый запас материалов и комплектующих (за месяц),
6. график закупок или частота закупок (ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода и т. д.)
План производства:
Если ваш проект – нециклическое производство, например, строительный или иной проект, подготовьте таблицу этапов для диаграммы Ганта. Пример подготовки таблицы с данными для диаграммы Ганта, эффективное использование инструментов календарно-сетевого планирования, мы рассмотрим в следующих публикациях.
Подготовка данных на примере планирования продаж
В общем случае, планирование продаж включает : планирование для каждого продукта цены, количества, корректировки (коэффициенты сезонности, прогнозные тренды и т. д.), планирование налогов и страхового запаса (для циклического производства ). Смотрите «концепцию планирования».
Рассмотрим простой пример планирования циклического плана продаж для условного продукта. Пусть, по прогнозам экспертных оценок, отдел маркетинга подготовил данные для планирования продаж: таблицу коэффициентов сезонности продаж (по результатам наблюдений прошлых лет), прогноз цен и вероятностные оценки годовых объемов продаж продукта N :
- для 1 года – 10 000 единиц,
- для 2 года – 12 000 единиц,
- для 3 года – 15 000 единиц.
В таблице указаны сезонные коэффициенты спроса (объемов продаж), в процентах:
Как видно из таблицы, максимальные продажи приходятся на зимние месяцы, минимальные – на летние. При планировании продаж, всегда необходимо учитывать вероятностные сезонные циклы, которые прогнозируются с учетом наблюдений прошлых лет и текущих изменений конъюнктуры рынка.
Кроме того, предполагается, что первые 3 месяца компания сможет реализовать не более 50% от планового объема продаж, следующие 2 месяца – не более 70%, далее – 100% от планового объема продаж.
Цены на продукт N будем рассматривать с учтенным НДС. Пусть, начальная цена продукта 100 рублей. Предположим, что каждые полгода (в 1-й и 6-й месяцы) цена будет увеличиваться на 5%.
Для данного примера это – необходимая и достаточная информацию, на основе которой можно начать готовить план продаж.
Читайте также:
Кредитные продукты. Методы и алгоритмы расчета
Типы и стоимость лицензий Budget-Plan Express
-----
Оригинал статьи смотрите на сайте www.strategic-line.ru. Этот материал вместе с другими примерами, смотрите разделе «Начало планирования: первый проект».
Автор: Олег Мостовой (разработчик IT-проектов)