Найти в Дзене
Рокет Ворк

Плюсы и минусы самозанятости

Оглавление

Режим для самозанятых был запущен в качестве эксперимента в 4 регионах России в 2019 году и в короткий срок подтвердил свою эффективность и востребованность. С июня 2020 года было принято решение расширить действие режима самозанятости и в других регионах страны. На данный момент стать самозанятыми или плательщиками налога на профессиональный доход могут жители всех регионов России с гражданством России, Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.

Сейчас в России около 2 миллионов самозанятых граждан, среди них няни, кондитеры, водители, организаторы мероприятий, дизайнеры, специалисты по ремонту, консультанты по бизнесу… Иными словами, если человек, предоставляет возмездные услуги лично или продаёт товары, которые делает сам, то он может стать плательщиком налога на профессиональный доход. Это не препятствует штатной работе или другой деятельности. Например, один и тот же человек может быть учредителем ООО, служащим в компании и самозанятым.

Больше всего самозанятость напоминает деятельность индивидуального предпринимателя без сотрудников, который работает по УСН «Доходы». Основное различие в том, что самозанятый не сдаёт декларации, не платит обязательных взносов, но имеет ограничение по годовому доходу от деятельности — он не может превышать 2,4 млн рублей.

Как стать самозанятым?

Для этого нужно убедиться, что ваша деятельность не противоречит закону о самозанятости, и зарегистрировать новый налоговый статус в приложении «Мой налог» или другим способом.

Существенно облегчат жизнь специальные сервисы для самозанятых — например на платформе Рокет Ворк есть возможность автоматически генерировать чеки, формировать и подписывать договоры, для физических лиц — искать заказчиков, а для юридических — исполнителей, проверять их налоговый статус в реальном времени и проводить выплаты.

Получить данный статус могут практически все налогоплательщики. Ставка налога на профессиональный доход составляет всего 4%, если самозанятый работает с физическими лицами. Если же сотрудничает с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, ставка увеличивается до 6%. На данный момент это самый выгодный вариант для ведения собственного дела или работы на себя и будет таким по крайней мере еще ближайшие 10 лет, в которые налоговая обещает не пересматривать условия работы для самозанятых.

Формы деятельности для самозанятых

Виды работ, которые могут подходить под самозанятость не определены в законопроекте. Но есть определенный список запретов, к которым относятся:

— лица, совершающие интеграцию продажных продуктов и товаров, подлежащих общеобязательной маркировке средствами идентификации;

— индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в интересах иного лица на основании агентских контрактов;

— адвокаты и арбитражные управляющие, медиаторы и нотариусы, а также оценщики;

— лица, занимающиеся промыслом и перепродажей полезных ископаемых.

-2

Как оформиться в статусе самозанятого?

Для регистрации самозанятости существует несколько вариантов:

— оформление через мобильное приложение «Мой налог» (можно установить приложение на смартфон или воспользоваться веб-версией);

— регистрация на сайте Федеральной налоговой службы;

— регистрация через банк, который предоставляют своим клиентам возможность регистрации как самозанятого и уплаты НПД.

Через 24 часа после отправки заявки, ФНС по месту жительства, направляет гражданину уведомление о постановке на учёт.

В чем суть самозанятости?

Суть самозанятости в том, что человек сам производит товары/работы, а государство предоставляет нужные инструменты — возможность выдавать чеки за услуги и товары, доступ к мерам поддержки для малого бизнеса, а также пониженную налоговую ставку на доходы.

Как платить налоги?

Налоговая администрация через приложение «Мой налог» информирует налогоплательщика не позднее 12-го числа каждого месяца после даты погашения налогов об уплате за налоговый период. Там же отображаются детали, необходимые для оплаты налогов. Налог должен быть оплачен не позднее 25-го числа каждого месяца. Но существуют сервисы (например Рокет Ворк, а также некоторые банковские приложения), которые этот процесс автоматизируют, так что вам остаётся только работать и зарабатывать, не думая о декларациях.

-3

Чем отличается самозанятый от ИП?

Основные различия между ИП и самозанятыми это:

Выплата налогов:

налог на профессиональный доход, который платят самозанятые, составляет 4 или 6%. Для индивидуальных предпринимателей 6% — минимальная ставка. Также индивидуальные предприниматели платят 32 000 рублей в год в качестве страхового взноса для формирования пенсий и 8 000 рублей на обязательное медицинское страхование, в то время как самозанятому необязательно делать страховые взносы, а медицинское страхование включено в сумму НПД.

Максимальный доход за год:

у самозанятых эта сумма не должна быть больше 2,4 млн рублей, а у предпринимателей нет ограничений в сумме дохода.

Регистрация, документы:

для ИП при регистрации нужно оплатить госпошлину в размере 800 рублей, для самозанятых этот процесс проходит бесплатно.

Наёмный труд:

самозанятые граждане и ИП работают сами на себя, но у частных предпринимателей есть возможность использовать наёмный труд, в то время как самозанятые такого права лишены.

Влияние на пенсии и трудовой стаж:

для самозанятых опыт работы засчитывается, только если он сам добровольно уплачивает страховые взносы. У ИП такого выбора нет, и они обязаны платить каждый год.

Отчётность:

Самозанятые не предоставляют отчёты (только в рамках чеков за оказанные услуги или реализованные товары), в то время как отдельные компании представляют отчет в форме 3-НДФЛ.

Преимущества:

1. Не нужно заморачиваться с отчётностью и ходить в налоговую. В обязанности входит только декларирование профессионального дохода, формирование чека для заявления и передача его клиенту.

2. Не нужно вести бухгалтерию.

3. Нет необходимости в кассовых аппаратах — все отчёты, размер налога и прочие документы формируются автоматически в приложении.

4. Возможно совмещение с основной работой.

5. Выглядеть лучше среди других фрилансеров, которые работают неофициально и без документов.

6. Максимально простая система регистрации и работы с системой.

7. Можно брать кредиты — достаточно сформировать справку о доходах в приложении и предоставить её кредитной организации.

8. Самозанятый может передавать часть работы помощникам и заключать с ними договоры гражданско-правового характера.

9. Гарантии сохранения льгот — в законе о самозанятых закреплено стабильность условий на ближайшие 10 лет.

Есть ли какие-то сложности? Нюансы?

На самом деле быть самозанятым очень просто — в отличие от юрлиц плательщики налога на профессиональную деятельность максимально освобождены от бумажной работы, им не требуется вести налоговую отчётность, работать с кассой. Даже перечислять страховые взносы не обязательно. Если человек не верит в пенсию, подрабатывает фотографом или по выходным делает кошельки ручной работы на заказ, он имеет полное право не скидываться. Однако, и государство в таком случае ему ничего не должно — только социальную пенсию. Если вам такое не подходит, вы можете самостоятельно делать страховые взносы — подать заявление в пенсионный фонд и стать застрахованным — добровольно. Страховой стаж засчитают со дня подачи заявления — при условии, что будет выплачена нужная сумма взносов — в 2020 году год стажа самозанятого стоит как у ИП: 32 448 рублей. Можно выделить еще несколько важных пунктов, которые обязательно стоит учесть, перед тем как принять решение в пользу самозанятости:

1. Есть ограничения по доходу — не более 2,4 млн рублей в год, а при превышении необходимо будет уплачивать другие налоги. То есть суть этого налогового режима — вывести из теневой экономики тех, кто продает свои собственные продукты и услуги, но оформление статуса индивидуального предпринимателя убыточно для них.

2. Самозанятый может рассчитывать исключительно на себя, если речь идет о страховых взносах, начислении стажа и пенсии.

3. Ежемесячный доход самозанятого лица не является фиксированным и зависит от объёма доступной работы и количества клиентов. Это может усложнить оплату счетов, если вы заработали меньше, чем ожидалось.

4. За любое нарушение режима или задолженность передачи данных плательщик будет оштрафован в среднем на 20% от суммы дохода.

5. Самозанятый не имеет права нанимать сотрудников. Если нужны помощники, то придется нанимать людей на основе контракта гражданского права или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

6. Есть исключения на некоторые виды деятельности для самозанятых. То есть, нельзя заниматься перепродажей товаров, произведенных кем-то другим, и продукцией, которые в обязательном порядке подлежат маркировке, оказывать посреднические услуги и так далее.

7. Государственные и муниципальные служащие не могут быть зарегистрированы в статусе самозанятых. Но бывают исключения, если они сдают жилплощадь, например, квартиру.

8. Пока оплата больничного листа, декретные и подобные выплаты отсутствуют.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что налоговый режим для самозанятых — это реально полезный и недорогой способ работать официально, не бояться штрафных санкций налоговой или того, что банк рано или поздно придет спросить с вас за подозрительные входящие переводы на карту. Также стоит отметить, что в этом году самозанятым, как и предпринимателям, доступны меры поддержки в виде льготных кредитов и онлайн-консультаций по юридическим вопросам. Однако перед принятием решения о переходе на новый налоговый режим, хорошенько всё обдумайте — подходят ли вам лимиты, не планируете ли вы в будущем нанимать штат или сменить род деятельности? И уже после того, как окончательно убедитесь, что НПД вам подходит, смело регистрируйтесь и начинайте зарабатывать.